Печи. Изготовление изразцов

Страницы работы

Содержание работы

ПЕЧИ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗРАЗЦОВ

Изразцы можно делать гладкими и рельефными, украшать росписью, покрывать глазурью и эмалью. В результате получается, что каждый из изразцов - самостоятельное произведение искусства.

Сырьем для этой работы служит обыкновенная глина, многометровые залежи которой имеются практически в любой местности России. Формовать изразцы можно в самодельных гипсовых формах, а для обжига подойдет любая муфельная печь. Технология декоративной отделки изразцов также не очень сложна.

Для работы необходима средняя глина, в которой содержится около 15% песка.

Следует учесть, что для такого сырья характерна суммарная (воздушная и огневая) усадка в среднем около 10%. Стало быть, при формировании модели эту величину нужно учесть.

Подготовить глиняное сырье к работе можно несколькими способами. Мы же подробно остановимся на двух из них.

Первый способ предусматривает следующие мероприятия:

очистка глины, при которой выбирают руками мусор, камни и прочие загрязнения;

сушка;

измельчение в порошок, обычно это делают с помощью брезентового мешка и молотка, киянки или колотушки;

просеивание на сите с ячейкой в 1-2 мм;

замачивание глины в равном по объему количестве воды;

разбалтывание глины в воде с помощью деревянной ложки или веселка;

отстаивание и слив излишков воды с плавающим мусором;

вычерпывание разбухшей глины, без затрагивания придонного слоя (в нем излишки песка и тяжелый мусор);

выкладывание на бумагу или картон слоем 10- 15 мм (бумага впитает излишки влаги).

Второй способ применяется в том случае, когда мастер заготовил и хранит куски чистой сухой глины. Тогда достаточно только:

раздробить ее киянкой в брезентовом мешке;

добавить небольшое количество воды;

тщательно размять руками, что придаст глине однородность структуры, пластичность, устранит пузырьки воздуха.

Для ускорения обжига, устранения деформаций и растрескивания при сушке и обжиге в глину вводят не более 25% шамота. Его можно приготовить самостоятельно из шамотного кирпича. Толченый кирпич просеивают через сито с ячейками 1 - 1,5 мм и употребляют для приготовления глиняной массы.

Некоторые мастера добавляют в рабочий раствор определенное количество мельчайших опилок или тополиного пуха. Керамика в этом случае становится легкой и прочной.

Когда сырье приготовлено, можно приступать к освоению модельно-формовочного дела. Надо изготовить гипсовые формы, в которых формуют изделия.

Для получения нормально твердеющего гипсового раствора на 1 кг вяжущего вещества берут 0,7 л воды. Готовят раствор в гипсовке (рис.1). Ее изготавливают из половинки резинового мяча и для предотвращения опрокидывания помещают в жестяное кольцо, служащее основанием устройства.

Надо отметить, что в гипсовку наливают сначала воду, а затем вносят отмеренное количество гипса. Не допускается эти операции проводить в обратной последовательности. Удобнее смешивать раствор специальной мешалкой (мутовкой) (рис.2), которую делают, прикрепляя жестяную крестовину к стержню из алюминия или дерева.

Рис.1. Самодельная гипсовка с опорным кольцом

Рис.2. Мутовка для затворения гипса

Прежде чем приступать к изготовлению гипсовой формы, надо сделать модель из дерева или глины. Можно для этих целей использовать воск, гипс и другие материалы. Первым делом рисуют эскиз будущего изразца. Потом уже по законченному изображению готовят деревянную или глиняную модель изделия.

Для изготовления деревянной модели необходима хорошо просушенная доска (лучше липовая). На ней путем выборки фона вокруг будущего рисунка выявляют рельеф узора. Этот способ носит название плоскорельефной резьбы. Необходимо предостеречь начинающего мастера: все узоры выполняются так, чтобы впоследствии- изразец свободно отделялся от формы. На рис.3 изображены правильные и ошибочные профили узора модели. Вырезав узор, приступают к обработке ее поверхности.

Сюда включаются следующие операции:

шлифовка мелкой шкуркой;

нанесение 3-4 слоев нитролака;

покрытие тонким слоем специальной смазки.

Готовят смазку следующим образом. Один литр подогретого керосина (подогревать только в емкости с кипятком, не использовать открытый огонь и электроплитки!) смешивают с 0,2-0,4 кг стеорина или парафина, который предварительно расплавляют в отдельной посуде. Керосин вливают в расплавленный парафин, а не наоборот! После остывания образуется густая сметанообразная масса, которая плавится от тепла рук без дополнительного разминания. Если смазка очень густая, в нее добавляют теплый керосин. Модель (рис.4) покрывают тонким и ровным слоем парафино - керосинового состава, и она готова для снятия формы.

Рис.3. Элементы рельефа узора

Изготовление глиняной модели надо начинать с подготовки основания - плинтуса. Узор лепят вручную, используя скульптурные стеки (рис.5). Этот инструмент можно изготовить самостоятельно из твердых пород древесины (дуба, клена, бука).

Рис.4. Деревянная модель изразца

Рис.5. Скульптурные стеки

На подготовленном плинтусе с помощью стеков наносится контур будущего узора (рис.6).

Затем вдоль контуров раскладывают скатанные из глины валики (рис.7).

Пространство между валиками и плинтусом заполняют глиной и приминают пальцами каждую деталь рельефа (рис.8). Поверхность протирают (очень осторожно) мягкой влажной тряпкой, и после этого работу можно считать выполненной.

При подготовке глиняной модели к формовке ее несколько раз обрызгивают водой из пульверизатора, добиваясь влажного матового, а не блестящего вида. Пропитка модели влагой необходима для того, чтобы она не вытягивала воду из гипса. Если это произойдет, то гипсовый раствор станет рыхлым из-за преждевременного высыхания, то есть произойдет не схватывание гипса, а усушка, и тогда форму можно считать испорченной. Когда модели будут готовы, можно приступать к снятию гипсовой формы. Проведение этих операций требует от исполнителя некоторых знаний и опыта. Все это приобретается в процессе работы, надо только заметить, что чем больше знаний, тем меньше ошибок в практической работе. Впрочем, говорят, именно на них и учатся.

Похожие материалы

Информация о работе