повышает механическую прочность;
придает стойкость к воздействию щелочей и кислот;
изделие приобретает водо- и газонепроницаемость.
Терракоту подвергают второму обжигу - "политому", цель которого - "разлить" по поверхности изразца глазурь. Ее можно нанести и на высушенное изделие с последующим "политым" обжигом.
По температуре спекания глазури подразделяются на следующие:
тугоплавкие с температурой «разлива» 1100- 1350 °С, применяются для покрытия фарфора и фаянса, для изразцов они не подходят;
легкоплавкие, которые спекаются при 900-1100 °С.
Легкоплавкие глазури по составу подразделяют на:
свинцовые;
щелочно-свинцовые;
борно-свинцовые;
бессвинцовые.
Для использования в домашних условиях более подходят свинцовые глазури как самые легкоплавкие. Глазури такого класса характеризуются рядом свойств, которые в других покрытиях выражены слабее или отсутствуют. Вот эти свойства:
сочность и глубина цвета пигмента;
яркость и блеск;
высокая пластичность.
Для получения основы, из которой потом получают цветные прозрачные глазури, необходимы следующие компоненты (в массовых частях):
свинцовый сурик - 50;
кварц (это может быть речной кварцевый песок) - 4;
борная кислота - 20.
Готовят такой состав в следующем порядке:
приобретают химические реактивы: свинцовый сурик и борную кислоту;
промывают, сушат и просеивают через очень мелкое сито (ячейка 0,2-0,5 мм) речной песок;
в фарфоровой ступке измельчают и перемешивают все три компонента в необходимом соотношении;
пересыпают полученную смесь в фарфоровый тигель и помещают его в муфельную печь на 2 часа при температуре 750-800°С;
когда расплав превратится в прозрачную жидкость, вынимают тигель с помощью щипцов и выливают, соблюдая все меры предосторожности, расплав в посуду с холодной водой;
охлажденные и растрескавшиеся кусочки глазури помещают вновь в фарфоровую ступку, перемешивают и растирают в порошок, получив глазурь-основу для производства прозрачной цветной глазури.
Для получения цветной глазури в порошок добавляют необходимый пигмент - оксид металла (табл.1). Смесь вновь расплавляют в муфельной печи, измельчают, получая требуемую цветную глазурь.
Таблица1
Пигменты для окрашивания глазури
Пигмент |
Максимальное содержание пигмента, % |
Цвет |
Оксид кобальта |
5 |
Синий |
Оксид меди |
8 |
Зеленый |
Оксид хрома |
4 |
Зеленый |
Оксид железа |
7 |
Желто-коричневый |
Оксид никеля |
3 |
Серый, коричневый |
Оксид марганца |
10 |
Коричнево-красный |
Оксид сурьмы |
4 |
Желто-оранжевый |
Но не всегда можно найти все необходимые реактивы, трудно соблюсти пропорции составов. Этих недостатков лишен другой способ изготовления глазури - из бутылочного стекла.
Нагретое на огне бутылочное стекло бросают в холодную воду (будьте осторожны!). В результате резкого охлаждения стекло покроется мельчайшими трещинками и его легко будет измельчить в ступке. Затем стеклянный порошок просеивают через сито или капроновую ткань. Если глазурь изготовили из неокрашенного стекла, в нее добавляют порошок гуаши или соответствующий оксид металла.
Для нанесения глазури на изразец готовят крахмальный клейстер и вводят в него порошок глазури, чтобы получилась сметанообразная смесь. Наносят глазурь на изделие методом полива или окунания.
Высушив слой глазури, изразцы помещают в муфельную печь на 3 часа. В результате клей выгорает, а частицы глазури оплавляются и превращаются в сплошной тонкий слой. Чтобы глазурь не потрескалась, изразцы должны остывать медленно, то есть из печи их достают на следующий день.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.