Печи. Изготовление изразцов, страница 3

Один из основных приемов декоративной отделки изделий из глины - лощение. Его проводят на недосохшем изразце (всей поверхности или отдельных участков), натирая гладким предметом, например камнем-голышом. Поверхность при этом приобретает ровный блеск, который в процессе обжига усиливается. В рельефном изделии подвергают лощению выступающие поверхности, которые хорошо выглядят на матовом фоне. После проведения этой операции изразец высыхает еще в течение нескольких суток.

Просушенный изразец обжигают в муфельной печи в течение 3-4 часов при температуре 900°С. В печь помещают сразу несколько изделий, рационально используя весь объем печи.

Чтобы поделки не спекались, между ними прокладывают кусочки кирпича.

После обжига изразцы медленно остужаются в закрытой камере. Открывать дверцу муфельной печи нельзя. Вынуть изделия можно только тогда, когда температура в камере сравняется с наружной. Обычно это происходит на следующий день. В результате многодневного труда получают терракотовый изразец, цвет которого бывает от кремового до красно-коричневого.

На этом работа не заканчивается: предстоит самая ответственная операция - изготовление поливного изразца. С этой целью применяется техника ангобирования и глазурования.

Ангобом - матовое, белое или цветное покрытие. Оно состоит из глиняной массы, которую в сметанообразном состоянии наносят на лицевые поверхности изделия сплошным или несплошным слоем, С помощью ангоба маскируют нежелательную окраску или облагораживают поверхность. Наносят данный слой толщиной не более 0,3 мм (более толстый в процессе сушки и обжига отслоится) на слегка подвяленный изразец. Специалисты называют такое состояние глины кожетвердым. Только при этом обеспечивается надежное сцепление покрытия с поверхностью изделия.

Чтобы получить цветной ангоб, необходимо немало экспериментировать. Можно подобрать сорта глины или их смеси, способные дать при обжиге палитру цветов: от белого до почти черного. Причем, изменяя температуру и время обжига, можно добиться многообразия оттенков.

Другой способ получения нужного цвета ангоба - добавление в беложгущийся состав термостойких цветных гуашей: кобальта синего, кобальта зеленого, окиси хрома, оксидов железа, никеля, меди, сурьмы и др. Покрывают изразцы для получения тонкого и сплошного слоя ангоба различными способами, но на практике чаще всего используют два: обливание и окунание.

Для нанесения ангоба способом обливания изразец устанавливают над емкостью (рис.14), например над ванночкой. Затем, начиная с верхнего угла, из ковшика обливают лицевую поверхность изделия, перемещаясь к противоположной стороне. Это надо выполнить, равномерно распределив ангоб, за одно перемещение ковшика. Повторное обливание недопустимо.

Можно эту операцию выполнить и методом окунания (рис.15). В широкую посуду с ангобом погружают изразец на 1 секунду. Если время нахождения сырой поделки увеличить, то может произойти размокание глины и разрушение оттиска. Держат изделие за румпу и следят, чтобы вся лицевая поверхность одновременно коснулась раствора.

Обжиг ангобированного изделия производят так же, как и обычной терракоты.

Рис.14. Ангобирование изразца обливанием

Рис.15. Ангобирование изразца методом окунания

Для получения полированного изразца необходимо выполнить последнюю операцию - глазурование. Глазурь - тонкая (0,1-0,3 мм) стекловидная пленка, которой покрывают керамическое изделие с целью придания его поверхности декоративного вида. Глазурь получают путем нанесения на поверхность изделия более легкоплавкого вещества, чем основной материал, и закрепления обжигом в муфельной печи.

Правильно подобранная и выполненная глазурь имеет ряд функций:

повышает декоративные свойства изделия;

защищает от загрязнения;