Теория познания диалектического материализма

Страницы работы

Содержание работы

Лекция №1

Теория познания диалектического материализма

1.  Диалектический материализм с познаваемости мира. Критика агностицизма.

2.  Единство чувственной и рациональной сторон познания. Сенсуализм и рационализм познания.

3.  Соотношение объективной, абсолютной и относительной истины. Критика догматизма и релятивизма.

4.  Роль практики в процессе познания.

Гносеология (знание) – теория познания.

Способны ли мы познать мир вокруг нас? – главный вопрос познания.

Скептицизм – нельзя однозначно ответить на этот вопрос.

Философ Кратил сказал: «Мир настолько быстро изменяется, что мы не успеваем за развивающимся миром». Направление, которое отрицает принципиальную возможность познавания мира или лишь частично наз. АГНОСТИЦИЗМОМ.

Давид Юнг (субъективный идеалист)

Основу всего агностицизма дает СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ.

Любое знание о мире по существу является незнание о нем. Самая совершенная естественная философия лишь отодвигает границы незнания.

Таким образом, убеждение в человеческой слепоте и слабости является результатом развития всего познания и философии.

Эклектизм (эклего – лат. «смешиваю») Нашему уму никогда не может быть доступно ничего, кроме образов, восприятий, представлений, понятий.

Откуда они берутся?

Может быть они являются результатом воздействия на наши органы чувств материальных предметов; может они проистекают от энергии нашего ума; они являются действием какого-нибудь невиданного, неизвестного нам духа. Обо всем этом нам должен был сказать опыт, но опыт нам об этом ничего не говорит. По Юнгу – это соотношение ощущений и ощущений, восприятий и восприятий, представлений и представлений ум никогда не имеет пред собой никаких вещей, кроме восприятий и он (ум) не в состоянии произвести опыт между восприятиями и предметами; поэтому сравнивать наши ощущения не с чем, проверить соответствуют ли они действительности невозможно, следовательно нельзя ответить на вопрос познаваем ли мир или нет.

В процессе практической деятельности надо верить. Вера превращается в привычку и мы не задумываемся о том, соответствует ли наши знания о мире или нет.

Кант – систематизировал обоснование агностицизма. Впервые он открыл зависимость приливов и отливов.

Кант:

«Анализируя современную ему естествознание (физику, математику), наши знания о мире по своей природе очень противоречивы, с одной стороны ученый опирается в познании мира на эксперименты, но ощущения дают нам сведения о быстроизменяющихся объектах и процессах. Наука стремится сформулировать законы, выяснить устойчивые необходимые постоянные связи в природе, а откуда они берутся, или наши восприятия дают сведения о чем-то непостоянном…»

У людей существует 2 вида знаний:

·  априорные (доопытные)

·  апостериорные (зависят от эксперимента)

Априорные знания являются врожденными человеческому уму и выступают в форме философских категорий.

Категории не отражают реальный мир. Философские категории являются средством с помощью которого человеческий разум упорядочивает, усваивает материал, который мы получаем при познавании мира.

Агностицизм идет от скептицизма.

Агностики в основном состоят из субъективных идеалистов.

Стремясь привести свою философии в соответствие с материалистическими традициями современного ему естествознанию Кант признавал существование материальных объектов, но вместе с тем он считал, что между тем, какими вещи нам кажутся и такими как они есть на самом деле существует непреодолимая пропасть. Наши органы чувств дают только видимые стороны вещей, а то, каковы вещи на самом деле мы познать не можем. Таким образом, сделал вывод Кант: сущность вещи:

·  «вещь для нас» = явление

·  «вещь в себе» = сущность

«Вещь для нас» - мы познаем с помощью органов чувств, а сущность мы при помощи органов чувств непознаваема – !!!основа агностицизма!!!

Таким образом, Кант себе противоречит: он не отделяет наше чувственное познание и наше логическое мышление, а на самом деле они теснейшим образом взаимосвязаны!

явление à сущность

Чем больше явлений мы познаем, тем ближе мы приблизимся к познанию сущности.

Явление = сущность = закон, следовательно, наши знания отражают действительность.

Агностицизм не исчезает и современности: прагматизм, махизм и т.д.

Не все философы были агностиками (Декарт, Гегель и т.д.) Гегель опровергал агностицизм Канта и с идеалистической точки зрения. Любой идеализм критикует агностицизм непоследовательно, делает уступки, иногда сам принимает точку зрения агностицизма. Не всякий агностицизм принимает идеалистическую точку зрения (чаще всего на ½).

Агностицизм имеет свои классовые гносеологические корни (причины возникновения). Социальные корни заключаются в стремлении господствующих классов ограничить возможность научного познания, объявить историю развития общества и тем самым теоретически разоружить основную массу людей, а для этого нанимаются люди, чтобы они создавали антинаучные теории.

Гносеологические формы агностицизма:

1)  преувеличение, раздувание критического отношения к нашим органам чувств, которые необходимы для развития познания

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
157 Kb
Скачали:
0