1- они объективны по своему источнику, которым являются предметы, явления
2- они объективны по своему содержанию, в котором они сходны с процессами внешнего мира
Это значит, что между образом и предметом есть сходства и различия (в субъективной форме мы отражаем объективное, независящее от человека содержание).
Характеризуя весь процесс познания, он включает 3 части:
· чувственное познание, т.е. непосредственное восприятие предметов и явлений
· рациональное познание – образование понятий и оперирование ими
· практика – проверка результатов познания
Чувственное познание.
Начальной формой и источником наших знаний является ощущение восприятие, представление.
Ощущение – отражение в мозгу отдельных свойств, сторон, качеств, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств.
Ощущения:
1) отражают свойства предметов и явлений внешнего мира
2) отражение движения тех или иных частей тела, органов.
Источником ощущений является свойства материального мира.
Ощущения являются результатом воздействия материального мира на наши органы чувств.
Восприятие – целостное отражение объекта, который воздействует на наши органы чувств.
Особенности восприятия:
1. чувственное восприятие всегда являются конкретные образы
2. Восприятие отражает в основном конкретные предметы.
3. Восприятие отражает внешние формы объектов.
Представление – чувственные образы предмета, которые в данный момент не воздействуют на наши органы чувств, но ранее в той или иной форме воспринимался ими.
1. Представление беднее по содержанию, чем восприятие
2. Они менее устойчивы, чем восприятия
3. Они дают нам общие черты предметов и таким образом расширяют познание.
Особенности 3ех форм
1- Чувственное познание непосредственно связывает нас с внешним миром
2- Чувственное познание наглядно
3- Чувственное познание отражает только то, что лежит на поверхности внешнего свойства.
Рациональное познание
Мышление – высшая функция человеческого мозга, которая состоит в опосредованном явлении внешнего мира, их существенных сторон, закономерных связей.
Существует 3 формы логического познания:
· понятие
· суждение
· умозаключение
Понятие
Весь наш процесс познания происходит путем образования понятий и оперированием ими.
Специфика:
Понятие лишено чувственной наглядности. Понятие – это обобщенный образ, отражающий множество свойств, процессов. Понятие отражает внутреннее, главное, что по природе присуще вещам. Понятия только приблизительно соответствует объектам, процессам действительности, однако они отражают их главную закономерность. Понятия – это идеальные образы, лишенные наглядности и отражающие общие, существенные, необходимые.
С возникновением понятий возникает логическое мышление. Логическое мышление связывает понятия ради получения нового знания.
В процессе мышления возникают суждения – это такая форма мысли, в которой мы посредством связи понятий утверждаем или отрицаем что либо.
В нашей речи суждения воплощается в виде предложений. Отношения между понятиями и суждениями диалектическое. Суждения бывают истинными (соответствующими действительности) и ложными (НЕ соответствующими действительности).
А верность суждений обосновываются практикой.
Диалектический характер имеет связь не только понятий и суждений, но и внутренней структуры предметов. К тому или иному суждению мы приходим либо путем непосредственным наблюдением или путем умозаключения.
Умозаключение основано на закономерной связи мышления. Умозаключение – это такая форма мышления, что из одного суждения выводится новое суждение. Между суждением и умозаключением существует диалектическая взаимосвязь.
Общее суждение является итогом предшествующих ему суждений. А также оно же является составным моментом нового умозаключения. Все наши гипотезы представляют собой умозаключения.
Особенности логического мышления:
1- оно лишено чувственной наглядности
2- Оно способно проникать в сущность исследуемой области действительности и выявлять свойственные ей внутренние стороны и связи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.