Теория познания диалектического материализма, страница 4

1-  они объективны по своему источнику, которым являются предметы, явления

2-  они объективны по своему содержанию, в котором они сходны с процессами внешнего мира

Это значит, что между образом и предметом есть сходства и различия (в субъективной форме мы отражаем объективное, независящее от человека содержание).

Характеризуя весь процесс познания, он включает 3 части:

·  чувственное познание, т.е. непосредственное восприятие предметов и явлений

·  рациональное познание – образование понятий и оперирование ими

·  практика – проверка результатов познания

Чувственное познание.

Начальной формой и источником наших знаний является ощущение восприятие, представление.

Ощущение – отражение в мозгу отдельных свойств, сторон, качеств, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств.

Ощущения:

1)  отражают свойства предметов и явлений внешнего мира

2)  отражение движения тех или иных частей тела, органов.

Источником ощущений является свойства материального мира.

Ощущения являются результатом воздействия материального мира на наши органы чувств.

Восприятие – целостное отражение объекта, который воздействует на наши органы чувств.

Особенности восприятия:

1.  чувственное восприятие всегда являются конкретные образы

2.  Восприятие отражает в основном конкретные предметы.

3.  Восприятие отражает внешние формы объектов.

Представление – чувственные образы предмета, которые в данный момент не воздействуют на наши органы чувств, но ранее в той или иной форме воспринимался ими.

1.  Представление беднее по содержанию, чем восприятие

2.  Они менее устойчивы, чем восприятия

3.  Они дают нам общие черты предметов и таким образом расширяют познание.

Особенности 3ех форм

1-  Чувственное познание непосредственно связывает нас с внешним миром

2-  Чувственное познание наглядно

3-  Чувственное познание отражает только то, что лежит на поверхности внешнего свойства.

Рациональное познание

Мышление – высшая функция человеческого мозга, которая состоит в опосредованном явлении внешнего мира, их существенных сторон, закономерных связей.

Существует 3 формы логического познания:

·  понятие

·  суждение

·  умозаключение

Понятие

Весь наш процесс познания происходит путем образования понятий и оперированием ими.

Специфика:

Понятие лишено чувственной наглядности. Понятие – это обобщенный образ, отражающий множество свойств, процессов. Понятие отражает внутреннее, главное, что по природе присуще вещам. Понятия только приблизительно соответствует объектам, процессам действительности, однако они отражают их главную закономерность. Понятия – это идеальные образы, лишенные наглядности и отражающие общие, существенные, необходимые.

С возникновением понятий возникает логическое мышление. Логическое мышление связывает понятия ради получения нового знания.

В процессе мышления возникают суждения – это такая форма мысли, в которой мы посредством связи понятий утверждаем или отрицаем что либо.

В нашей речи суждения воплощается в виде предложений. Отношения между понятиями и суждениями диалектическое. Суждения бывают истинными (соответствующими действительности) и ложными (НЕ соответствующими действительности).

А верность суждений обосновываются практикой.

Диалектический характер имеет связь не только понятий и суждений, но и внутренней структуры предметов. К тому или иному суждению мы приходим либо путем непосредственным наблюдением или путем умозаключения.

Умозаключение основано на закономерной связи мышления. Умозаключение – это такая форма мышления, что из одного суждения выводится новое суждение. Между суждением и умозаключением существует диалектическая взаимосвязь.

Общее суждение является итогом предшествующих ему суждений. А также оно же является составным моментом нового умозаключения. Все наши гипотезы представляют собой умозаключения.

Особенности логического мышления:

1-  оно лишено чувственной наглядности

2-  Оно способно проникать в сущность исследуемой области действительности и выявлять свойственные ей внутренние стороны и связи