Догматизм – абсолютизирует абсолютный момент в познании. Заявляет, утверждает, что наши знания абсолютны, а поэтому неизменны.
Догматизм обязательно имеет свои объективные основания. Он развивается и функционирует в рамках метафизического материализма. Метафизический материализм основывается на 2ух моментах:
1) Мир материален и мир объективен
2) Но мир не развивается, в мире не появляется ничего нового, мир неподвижен, поэтому и наши знания раз и навсегда даны, следовательно, наши знания не развиваются, следовательно, наши знания только абсолютны.
Основание догматизма является также положение о том, что развитее предполагает стабильность вновь образованной системы.
Если в системе происходят только изменения, то процесса развития нет и не существует.
Если бы знания только изменялись, то процесс обучения не имел бы смысл. Без догматизма процесс познания невозможен.
Релятивизм родился и функционирует в рамках субъективного идеализма. Субъективный идеализм считает, что объективного мира не существует.
Согласно субъективного идеализма единственной реальностью являются наши суждения, которые не постоянные, которые субъективно зависят от человека и зависят от места и времени. Наука систематизирует ощущения, приводит ощущения в порядок, а также знания, которые только относительны, только изменчивы. Поэтому у релятивистов из познания вышла истина абсолютная, и осталась только истина относительная. Основанием релятивизма является процесс научного развития, т.е. наука развивается изменяется и релятивисты абсолютизируют именно этот процесс.
Диалектика, как высший результат мышления, познания действительности взяла все положительные от догматизма и релятивизма, но диалектика принципиально не сводится ни к 1 ни ко 2ому.
От догматизма взято понятие: что развитее предполагает стабильность вновь образованной системы и как действительность людей, обеспечивающая разного вида интерес общества и личности, поэтому диалектика признает существование объективной истины. От релятивизма взято положение о том, что нет научно положения, которое бы объяснила всё.
Каждая теория объясняет только кусочек объективной реальности, а потому является относительной и поэтому диалектика признает существование относительной истины.
Наука всегда стремилась и будет стремиться к абсолютной истине (всеобъемлющей теории), о наука принципиально не завершена и никогда завершиться не может. Поэтому наука будет в вечном развитии путем взаимодействия абсолютной и относительной истины, которые в реальном познании неразрывны.
Критерием истины является практическая деятельность, именно в процессе практической деятельности человечество убеждается в истинности каких-то научных представлений, т.к. критерием является практика. Практика – это целенаправленная деятельность людей, обеспечивающая разного вида интерес общества и личности.
Характеристические черты практики: практика включает в себя:
1. Производственную деятельность (процесс производства материальных благ)
2. Политическая деятельность (это деятельность по преобразованию общественной деятельности)
3. Научный и социальный эксперимент
4. Духовное теоретическое производство (наука и искусство)
Роль практики в процессе познания:
1) Практика – критерий истины
2) Истина – это результат не только научной, но и практической деятельности.
Если практика – критерий истины, то откуда берутся в науке заблуждения?
Практика в своем развитии порождает не только истину, но и заблуждения.
Заблуждения – это обязательный элемент постижения истины, потому что практика ограничена уровнем развития общества и уровнем развития познания, поэтому она несет в себе не только истину, но и заблуждения.
Заблуждение нельзя отождествлять с ошибкой. Ошибка и заблуждение – не одно и то же. Ошибка – это результат субъективности незнания, а заблуждение имеет объективные обоснования в самом развитии общества.
Таким образом, практика порождает не только истину, но и заблуждения, но в дальнейшем развитии практика утверждает и расширяет истину и ликвидирует заблуждения – в этом диалектика.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.