Теория познания диалектического материализма, страница 5

3-  Оперируя понятиями, суждениями и умозаключениями, абстрактное мышление не связано непосредственно с исследуемым объектом.

Сенсуализм (чувство)

Сенсуализм считает, что определяющим в познании является чувственный опыт, а абстрактное мышление играет вторичную роль и практически ничего не добавляет.

Рационализм (разум)

Определяющим в познании является логическое мышление (разум, а не чувства). Чувства обманывают нас, искажают действительность, вводят нас в заблуждение и поэтому на них нельзя опираться в процессе познания истины. «Единственным, беспристрастным судьей в процессе познания является разум».

Диалектический материализм считает, что ни чувственное познание, ни логическое мышление в отрыве друг от друга не могут познать истину. Они должны быть теснейшим образом взаимосвязаны в процессе познания. Таким образом, чувственное познание в форме ощущений и восприятий органически связано с мышлением и включает в себя его в качестве одной из необходимых сторон, а абстрактное мышление, оперируя суждениями, умозаключениями имеет в поле своего зрения конкретные объекты, сущность которых оно призвано раскрыть и выразить в системе абстрактных понятий.

Главная цель нашего познания – это достижение истины.

Истина – это такое знание, которое соответствует действительности и отражает реальное положение вещей. Все наше знание имеет объективный характер, потому что мы его получаем из внешнего мира.

Такое содержание в наших представлениях, понятиях, которое правильно отрицает внешний мир называется объективной истиной.

Проблемы истины. Соотношение объективной, абсолютной и относительной истины.

Проблема истины – это важнейшая и древнейшая и сложнейшая проблема теории познания, т.к. вся история познания это смена научных теорий. Научные теории возникают отрицая друг друга, поэтому встает вопрос «Есть ли в науке что-то постоянное и абсолютное, чему можно верить» - это и есть очень давний философский вопрос.

В общем виде истина определяется таким образом:

Истина – это соответствие предмета и знания о нем. Знания об этом предмете меняются, поэтому проблема истины разделяется на 2 вопроса, на 2 проблемы:

1.  Существует ли объективная истина? Т.е. может ли быть в наших знаниях такое содержание, которое определяется только объектом познания и не зависит от нас.

2.  Если объективная истина существует, то могут ли человеческие представления знания выражать ее целиком, абсолютно, или только относительно, приблизительно?

  I.  Если существующий мир объективен (от нас не зависит), то значит и существует в науке объективная истина, потому что наука – это отражение объективного, вне нас существующего мира.

Признавать истину объективную – это значит признавать и истину абсолютную.

Т.к. объективный мир для человека – это абсолют – это значит, что объективный мир определяет всю нашу жизнь, в том числе и познания. Но абсолютная истина складывается из истин относительных, каждая из которых имеет в себе часть истины абсолютной и поэтому абсолютная истина постигается, складывается только через взаимодействие относительных истин между собой. Значит в чистом виде относительной, абсолютной истин не существует, а есть конкретное научное положение, которое одновременно и относительно.

Абсолютность любого научного положения в том, что в рамках, поставленных природой и историей познания, отрицает мир исчерпывающим образом, а потому является абсолютной истиной.

Любое научное положение – абсолютная истина, но для определенных предметов относительность заключается в том, что этими рамками данное научное положение становится истощенным или вообще теряет смысл.

Классическая механика очень не точна в микромире, поэтому и появилась вантовая механика. Классическая механика теряет свой смысл, если применить ее к познанию общества. Сами рамки научного положения подвижны – они то суживаются, то расширяются с дальнейшим ростом познания.

Любое познание – единство абсолютного и относительного, которое разорвать нельзя.

Если единое состоит из 2ух неразрывных моментов, то обязательно найдется философское направление, система, которое преувеличит значение одной из частей. Абсолютизирует 1 из частей – это произошло и в теории познания. Родились 2 течения: догматизм, релятивизм.