В случае аварии на ст. Убинская расчеты проведены по «Методике определения выбросов нефтепродуктов на предприятиях Главнефтепродукта РСФСР», Астрахань,1988 г. и «Методическим указаниям по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», Казань, 1998 г. При температуре 10С и скорости ветра 5 м/сек (реальные климатические донные на средину сентября) расчетная скорость испарения составляет 4,5 г/кв.м.*час. Эти данные могут быть использованы для оценки целесообразности более точных расчетов.
4.3. Расчет вреда землям.
Наиболее сложные вопросы возникают при расчете вреда землям в результате аварии. Действовавшая ранее методика «Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами», М. 1993 г., согласованная всеми уполномоченными в то время органами, не соответствует нормам современного земельного законодательства. Предъявленные иски основанные на расчетах по этой методике могут быть легко обжалованы в судебном порядке по формальному признаку. Новая методика не разработана. В этих условиях определение вреда землям можно проводить в соответствие с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, что соответствует нормам части 1 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды». Размеры ущерба будут определены исходя из затрат на проведение полного объема работ по очистке загрязненных земель. В соответствие с частью 2 ст. 78 названного ФЗ обязанности по возмещению вреда окружающей среде в судебном порядке могут быть возложены на ответчика (виновника аварии) за счет его средств и, в соответствие с проектом восстановительных работ. Тема рекультивации земель, загрязненных в результате аварий будет раскрыта на семинаре.
Как частный случай расчета вреда землям, применимый для земель поселений, можно рекомендовать рассмотрение загрязнения как образование несанкционированной свалки отходов. При загрязнении нефтепродуктами, подвергнутые воздействию земли можно рассматривать как отходы 3-го класса опасности. Массу таких отходов можно рассчитать из результатов экоаналитического обследования загрязненных площадей. В этом случае, к нормативу платы за размещение отходов 3-го класса опасности, установленного постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. №344 применяется повышающий коэффициент *25 в соответствие с (п. 4.7 «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» утверждены Министерством охраны окружающей среды 26.01.1993 г.), коэффициент экологической ситуации *1,2., а также коэффициент индексации *1,48. Расчет по этому алгоритму показывают, что загрязнение земель 1 т. таких отходов, что по объему составляет около 1 куб. м., наносит вред землям в стоимостном выражении равном 22 тыс. руб.
4. Экологическая опасность нефтепродуктов и пути ее снижения.
Нефтепродукты являются сложной смесью углеводородов различного строения и состава подавляющее большинство которых относятся 4-му и 3-му классам опасности (умеренно опасные и опасные). Жесткие нормативы ПДК нефтепродуктов, установленные для рыбохозяйственных водоемов (0,05 мг/л), могут объясняться их химическими свойствами. Нефтепродукты связывают растворенный кислород, что является губительным для объектов водной фауны и флоры.
Обезвреживание нефтепродуктов до экологически безвредных веществ можно проводить с использованием сорбентов и биологических препаратов, эффективность которых подтверждена при ликвидации экологических последствий рассмотренных выше аварий. Основным требованием к средствам нейтрализации является наличие сертификации органами санитарно-эпидемиологического надзора. Естественно, что допускаются к применению только препараты не токсичные для человека, теплокровных животных, птиц, гидробионтов и окружающей среды.
Сорбент «Гуминол 1».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.