АВАРИИ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ
(к.х.н., доцент В.Ю. Александров)
Цель лекции – познакомить будущих специалистов-экологов с практикой реагирования на аварии с экологическими последствиями.
В лекции будут освещены следующие вопросы:
- основные аварии с экологическими последствиями на территории НСО, главным образом аварии железнодорожном транспорте и нефтепроводах;
- методики определения вреда объектам окружающей среды;
- ответственность за действие (бездействие) связанные с экологическими авариями;
- мероприятия и средства по реабилитации объектов окружающей среды;
- мониторинг объектов окружающей среды.
1. Историческая справка.
Авария с экологическими последствиями – аварийное событие в результате которого причинен вред одному или нескольким объектам окружающей среды (атмосферному воздуху поверхностным или поземным водам, почве). Рассмотрим наиболее значимые аварии, которые имели экологические последствия на территории Новосибирской области с 2000 года. Накопленный опыт будет полезен при реагировании на возникшую аварийную ситуацию, позволит снизить вред объектам окружающей среде, на установленных законодательством основаниях и уменьшит размер иска надзорных органов. Не будем останавливаться на технических, или иных причинах аварий. Цель сообщения анализ экологических аспектов события.
1) 24 августа 2000 г. на нефтепроводе «Омск-Иркутск» (753 км.) ОАО «Транссибнефть» вблизи пос. Светлая поляна (Болотинский район) при ремонтных работах произошла утечка нефти с ее возгоранием. Атмосферный воздух загрязнен продуктами сгорания 94 тонн нефти, площадь загрязненных земель – 0,36 га. Суммарный экологический ущерб воздуху и почве составил 146 тыс. руб., в т.ч. воздуху – 19 тыс. руб., землям – 127 тыс. руб. (здесь и далее величины ущерба в расценках на момент аварии). Иск оплачен. Рекультивационные работы проведены виновником аварии с подтверждением качества работ.
2) 17 января 2001 г. на нефтепроводе «Омск-Иркутск» (751 км.) ОАО «Транссибнефть» (Мошковский район) из задвижки открытой неустановленными лицами произошла утечка 90 т. нефти. Загрязнен водный объект – малая река Сарбоян. Иск за загрязнение вод – 136 тыс. руб. оплачен. Проведена обработка биопрепаратами. Содержание нефтепродуктов в воде после реабилитации не превышала ПДК.
3) 7 сентября 2002 г. в районе станции Убинская при сходе с рельсов цистерн в водный объект (Карапузовский канал) попало 74 т керосина с загрязнением водной поверхности на площади 500 кв. м., толщина слоя керосина на водной поверхности достигала 10 см. (ФОТОГРАФИИ) Специализированными подразделениями дороги были проведены эффективные мероприятия, в результате чего безвозвратные потери нефтепродукта составили всего 0,4 т., т.е. 0,5 % от исходного количества загрязнителя. Рассчитанный экологический ущерб составил 46,6 тыс. руб. Из этой суммы природоохранным органом принято решение о зачете 18,6 тыс. руб. в счет проведенных мероприятий по устранению экологических последствий – затраты дороги на экоаналитическое обследования загрязненных поверхностных вод и земель.
4) 17 апреля 2003 г. в районе ст. Чулым в результате разгерметизации оборудования цистерны произошла утечка дизельного топлива. Загрязнено до 100 кв.м. дренажного канала и 25 кв. метров земель что квалифицировано как несанкционированное размещение отходов 3-го класса опасности в количестве 5,5 т. Рассчитанный экологический ущерб составил 66,7 тыс. руб. из которых 0,8 тыс. руб. – водный объект; 65,9 тыс.руб.- ущерб землям в результате несанкционированного размещения отходов загрязненного грунта. Из этой суммы природоохранным органом принято решение о зачете 57,7 тыс. руб. в счет проведенных мероприятий по устранению экологических последствий.
5) 17 июня 2003 г. в районе ст. Чулым в результате разгерметизации цистерны емкостью 50 т. произошла утечка ракетного топлива меланж в количестве 2 т. Аварию устранили перекачкой топлива в исправную цистерну. Двуокисью азота загрязнен атмосферный воздух. Органы ГО ЧС НСО провели эвакуацию жителей районного центра. Несмотря на серьезность ситуации, рассчитанный экологический ущерб составил всего 2 тыс. руб., о чем скажу поздже. Учитывая специфику собственника груза материалы переданы в военную прокуратуру.
6) 1 июня 2007 при сходе цистерн с рельсов в районе станции Ояш произошла утечка 43,7 т. дизельного топлива с загрязнением ручья и р. Балта. По предварительной оценке экологический ущерб составил 9,1 млн. руб. Из-за несогласованности действий надзорных органов расчет ущерба не завершен, не проведена оценка эффективности и затрат природоохранных мероприятий исковое производство до конца не доведено.
Последняя авария произошла 28 декабря 2008 г. на 744 км магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск» ОАО «Транссибнефть» с загрязнением р. Балта и большого участка ее поймы нефтью. Надзорные органы рассчитали ущерб водному объекту от безвозвратной потери 1 т. нефти, что вызывает обоснованные сомнения. Более подробный анализ этой аварии будет проведен в другом разделе лекции.
Таким образом, аварии на нефтепроводах и железнодорожном транспорте за истекшее десятилетие сопровождались серьезным загрязнением объектов окружающей среды на территории области, особенно водным объектам, что привело к необходимости проведения рекультивационных мероприятий.
2. Правовые основы обязанности возмещения вреда.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.