Аварии с экологическими последствиями. Экологическая опасность нефтепродуктов и пути ее снижения, страница 2

Обязанность возмещения вреда в полном объеме, нанесенного юридическими и физическими лицами окружающей среде , определена частью 1 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»  Часть 3 этой статьи предусматривает возмещение вреда в соответствие с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 78 названного ФЗ устанавливает порядок компенсации вреда окружающей среде. Часть 1 статьи предусматривает добровольность компенсации, либо по решению суда. При этом определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствие с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии, в соответствие с таксами и методиками исчисления вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Часть 3 определяет срок предъявления исков о компенсации вреда до 20 лет. (однако вряд ли  известна практика предъявления исков с таким временным отрывом от аварийных событий).

3.  Порядок действий юридического лица при авариях.

При всем многообразии сценариев аварий и их последствий можно предложить алгоритм действий по реагированию, применимый в большинстве случаев :

1)  Максимально оперативно информировать органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль в сфере охраны окружающей среды о факте аварии. Отсутствие (задержка) информации влечет привлечение юридического лица к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ «Сокрытие, либо искажение экологической информации» в виде штрафа от 10 до 20 тыс. руб.

2)  Разработать план-график мероприятий по устранению последствий аварии, согласовать его с надзорными органами. В ходе мероприятий, при необходимости, план можно дополнять и  корректировать.

3)  С максимальной точностью и документальным подтверждением определять количество загрязняющих веществ, поступивших в объекты окружающей среды, либо удаленных из объектов среды, в ходе проведенных мероприятий. Эти материалы являются доказательной базой для объективного расчета размера вреда.

4)  Оперативно проводить мероприятия по снижению вреда с документальным подтверждением затрат на их реализацию. Эти данные позволят ставить вопрос  о вычете этих затрат из иска на возмещение вреда.

5)  В течении аварийных событий вести аналитический контроль за загрязнением объектов окружающей среды силами аккредитованной лаборатории (собственной, либо привлеченной). Полученные аналитические данные необходимо представлять в надзорные органы. После завершения рекультивационных и иных восстановительных работ подтвердить результатами контрольных анализов на соответствие ПДК окружающей среды вплоть до достижения величин, которые были до аварии. Эта информация позволит определить эффективность мероприятий и факт устранения последствий аварии.

6)  Своевременно оплатить, либо обжаловать, в установленном порядке, предъявленные иски. (Это позволит не допустить применение процедуры принудительного наложения санкций в 2-х кратном размере, что предусмотрено законодательством)

Как пример можно привести мероприятия по ликвидации последствий аварии с разливом керосина в водный объект на ст. Убинская (07.09.2002год). В оперативном режиме канал был запружен временными дамбами для локализации распространения керосина. Слой нефтепродуктов откачивался средствами пожарного поезда и асс. машин, оставшиеся в водном объекте нефтепродукты были собраны сорбентом «ГУМИНОЛ». Проведены расчеты испарения керосина. По каждому мероприятию представлены соответствующие документы. В частности средствами пожарного поезда откачено 3 цистерны замазученных вод из которых, после отстоя на ст. Барабинск, выделено 60,8 т керосина; из вод собранных после 9 рейсов асс. машины выделено 8,3 т. керосина. Применение сорбента «ГУМИНОЛ» в количестве 1 т., в соответствие с техническими характеристиками сорбента, обеспечило удаление из воды 4 т. нефтепродуктов. Расчетами испарения керосина с водной поверхности доказано удаление из воды 0,54 т. керосина. В результате из 74 т керосина исходно попавших в водный объект, собрано 69,1 т, обезврежено препаратом 4 т, испарилось 0,54 т. Т.о. из водного объекта не удалось извлечь всего 0,36 т керосина, что составляет 0,5% от исходного объема разлива. В связи с эффективностью мероприятий по устранению последствий аварии расчет ущерба проведен по названному остаточному количеству загрязнителя. Сумма ущерба составила 46,6 тыс. руб. причем из них 18,6 тыс. руб. зачтены в счет проведенных мероприятий по устранению экологических последствий. Таким образом, проведенные мероприятия по извлечению нефтепродуктов из водного объекта позволили на порядки снизить сумму возможного иска.