Обязанность возмещения вреда в полном объеме, нанесенного юридическими и физическими лицами окружающей среде , определена частью 1 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» Часть 3 этой статьи предусматривает возмещение вреда в соответствие с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Статья 78 названного ФЗ устанавливает порядок компенсации вреда окружающей среде. Часть 1 статьи предусматривает добровольность компенсации, либо по решению суда. При этом определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствие с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии, в соответствие с таксами и методиками исчисления вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Часть 3 определяет срок предъявления исков о компенсации вреда до 20 лет. (однако вряд ли известна практика предъявления исков с таким временным отрывом от аварийных событий).
3. Порядок действий юридического лица при авариях.
При всем многообразии сценариев аварий и их последствий можно предложить алгоритм действий по реагированию, применимый в большинстве случаев :
1) Максимально оперативно информировать органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль в сфере охраны окружающей среды о факте аварии. Отсутствие (задержка) информации влечет привлечение юридического лица к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ «Сокрытие, либо искажение экологической информации» в виде штрафа от 10 до 20 тыс. руб.
2) Разработать план-график мероприятий по устранению последствий аварии, согласовать его с надзорными органами. В ходе мероприятий, при необходимости, план можно дополнять и корректировать.
3) С максимальной точностью и документальным подтверждением определять количество загрязняющих веществ, поступивших в объекты окружающей среды, либо удаленных из объектов среды, в ходе проведенных мероприятий. Эти материалы являются доказательной базой для объективного расчета размера вреда.
4) Оперативно проводить мероприятия по снижению вреда с документальным подтверждением затрат на их реализацию. Эти данные позволят ставить вопрос о вычете этих затрат из иска на возмещение вреда.
5) В течении аварийных событий вести аналитический контроль за загрязнением объектов окружающей среды силами аккредитованной лаборатории (собственной, либо привлеченной). Полученные аналитические данные необходимо представлять в надзорные органы. После завершения рекультивационных и иных восстановительных работ подтвердить результатами контрольных анализов на соответствие ПДК окружающей среды вплоть до достижения величин, которые были до аварии. Эта информация позволит определить эффективность мероприятий и факт устранения последствий аварии.
6) Своевременно оплатить, либо обжаловать, в установленном порядке, предъявленные иски. (Это позволит не допустить применение процедуры принудительного наложения санкций в 2-х кратном размере, что предусмотрено законодательством)
Как пример можно привести мероприятия по ликвидации последствий аварии с разливом керосина в водный объект на ст. Убинская (07.09.2002год). В оперативном режиме канал был запружен временными дамбами для локализации распространения керосина. Слой нефтепродуктов откачивался средствами пожарного поезда и асс. машин, оставшиеся в водном объекте нефтепродукты были собраны сорбентом «ГУМИНОЛ». Проведены расчеты испарения керосина. По каждому мероприятию представлены соответствующие документы. В частности средствами пожарного поезда откачено 3 цистерны замазученных вод из которых, после отстоя на ст. Барабинск, выделено 60,8 т керосина; из вод собранных после 9 рейсов асс. машины выделено 8,3 т. керосина. Применение сорбента «ГУМИНОЛ» в количестве 1 т., в соответствие с техническими характеристиками сорбента, обеспечило удаление из воды 4 т. нефтепродуктов. Расчетами испарения керосина с водной поверхности доказано удаление из воды 0,54 т. керосина. В результате из 74 т керосина исходно попавших в водный объект, собрано 69,1 т, обезврежено препаратом 4 т, испарилось 0,54 т. Т.о. из водного объекта не удалось извлечь всего 0,36 т керосина, что составляет 0,5% от исходного объема разлива. В связи с эффективностью мероприятий по устранению последствий аварии расчет ущерба проведен по названному остаточному количеству загрязнителя. Сумма ущерба составила 46,6 тыс. руб. причем из них 18,6 тыс. руб. зачтены в счет проведенных мероприятий по устранению экологических последствий. Таким образом, проведенные мероприятия по извлечению нефтепродуктов из водного объекта позволили на порядки снизить сумму возможного иска.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.