Зарождение диспетчерской системы

Страницы работы

Содержание работы

20.1. Зарождение диспетчерской системы

В начале 50-х годов XIX столетия определилось два основных направления оперативного руководства движением поездов: диспетчерское управление и строгое соблюдение графика движения. Приоритет в разработке и работе по графику движения принадлежит России. В 1854 г. график движения поездов введен на Петербург-Московской железной дороге. От современного графика он отличался только тем, что был составлен на 2,5 суток — времени, необходимого тогда для проследования грузового поезда от Санкт-Петербурга до Москвы. Дежурные по станции имели право отправить поезд со станции только по «нитке» графика движения. Так на заре железнодорожного транспорта график движения поездов был законом.

Диспетчерское управление возникло в 1851 г. на одной из железных дорог США. Слово «диспетчер» происходит от английского «dispatch», что означает «отправлять», «быстро выполнять». Оценив эффективность диспетчерской системы управления движением поездов, американцы быстро распространили ее на все железные дороги. Через 50 лет диспетчерское руководство начало распространяться в Европе. Многие страны внесли свои особенности диспетчерского руководства. Например, в нашей стране поездной диспетчер единолично руководит движением поездов на участке и отвечает за выполне ние графика движения, активное участие в руководстве движением принимают дежурные по станции. Машинисты ведут поезда по расписанию, а поездной диспетчер и дежурный по станции фиксируют выбранный машинистом режим вождения. Иначе организовано руководство движением поездов в США. Там дежурные по станции не принимают активного участия в движении поездов, а являются лишь инстанцией для передачи локомотивной бригаде распоряжений поездного диспетчера. На станции отправления локомотивной бригаде выдается диспетчерский приказ-путевка, в которой указывается, на каких раздельных пунктах поезду предстоят по расписанию скрещения и обгоны.

В 1906 г. диспетчерскую систему начали использовать в Швеции и Норвегии. В этих странах диспетчер объединил работу трех служб — эксплуатации, тяги и пути. Длина диспетчерских участков достигает 720 км, характер работы значительно отличается от общепринятого, диспетчер осуществляет общее руководство, т. е. в основном фиксирует движение поездов.

В 1909 г. диспетчерская система появилась в Англии, затем во Франции (1919 г.) и других европейских странах. В Англии диспетчера называют контролером, а систему — контрольной. Диспетчер обладает лишь контрольными, но не распорядительными функциями. Он следит за прохождением поездов по крупным станциям и участкам. Задачи контролера — назначение в обращение минимума поездов наибольшей массы, обеспечивающих заданные перевозки, сведение до минимума поездных локомотиво-часов, уменьшение непроизводительных пробегов локомотивов, распределение вагонного парка и определение потребной его величины для всех видов движения.

Организационно диспетчерская система состоит из участковых, районных и центральных контрольных бюро, причем структура их и порядок подчиненности на разных дорогах различны.

Во Франции существуют два типа диспетчерского руководства: единое командование на участке и так называемое бюро советов и разъяснений. Во втором случае функции диспетчера ограничены действиями совещательного характера. Диспетчер представляет собой авторитетного советчика, консультанта. Правила требуют, чтобы дежурный по станции держал диспетчера в курсе событий и в нужных случаях с ним советовался. Главная же роль диспетчера — регулирование скрещений, обгонов и задержек поездов. Ему помогают операторы, которые собирают сообщения и справки с линии о движении поездов, наносят линии их хода на график. Пользуясь этими материалами, диспетчер корректирует работу на участке, предупреждает возможные сбои в движении поездов. Такая организация поездной работы позволяет одному лицу следить за интенсивным движением на участках протяженностью до 800 км. Специальный диспетчерский аппарат занимается распределением вагонов под погрузку, оборотом и использованием локомотивов, а также работой локомотивных и поездных бригад. Он работает в тесном контакте с поездными диспетчерами и находится с ними в одном помещении.

На зарубежных дорогах система диспетчерского командования обеспечивает регулирование поездной и грузовой работы в зависимости от эксплуатационных условий. В освоении же грузовыми перевозками существуют два различных направления. Первое — перевозки составами переменной величины при постоянном числе поездов. Специализированные поезда назначают в постоянное обращение на длительное время и отправляют их по графику независимо от числа вагонов соответствующего назначения на станциях формирования. Этим ход перевозочного процесса заранее жестко регламентирован и работа строится как бы автоматически на основе строгого выполнения графика движения поездов и должностных инструкций. Необходимость в оперативном руководстве возникает по существу только для ликвидации сбоев.

Похожие материалы

Информация о работе