Транспортная характеристика, условия перевозок и обеспечение сохранности продукции химической промышленности, страница 4

Взрыв массы аммиачной селитры возможен при повышении ее температуры выше 300 °С, а при наличии примесей порошкообразных металлов – при температуре 100 °С и выше. Влажность снижает взрывоопасность селитры (при влажности 3 % и выше взрыв практически исключается.

В процессе горения аммиачной селитры выделяется ядовитый веселящий газ – закись азота (N2О).

6) пропитанные раствором аммиачной селитры ткани и бумага самовозгораются;

7) смешивание парафина, различных масел, мазута с аммиачной селитрой приводит к образованию нитросоединений, взрывающихся от удара;

8)  в условиях нормальной температуры аммиачная селитра разлагается на аммиак и азотную кислоту, которая оказывает окислительное воздействие на различные примеси, что приводит в повышению температуры и возможности самовозгорания продукта.

В связи с этим не допускается длительное хранение аммиачной селитры в штабелях высотой более 10 рядов.

Пример: В деревянном полуразрушенном сарае (бывшем гараже) было свалено около 150 тонн селитры. Возник пожар. Взрыв образовал котлован около 60 метров в поперечнике и более 6 метров глубиной.

При взрыве селитра лишь втрое слабее тротила (вагон селитры равноценен двадцати тоннам взрывчатки).

При загорании селитры вода – самое надежное и практически единственное средство тушения. Любые попытки преградить доступ воздуха, забрасывая землей или песком, заведомо обречены на неудачу. в состав молекулы аммиачной селитры входит кислород в количестве, достаточном, чтобы поддерживать реакцию разложения (горение) без доступа воздуха.

При загорании следует пошире раскрыть двери вагона, отбросить ближайшее к двери мешки. Самое главное – направить в очаг воду. Следует помнить, что выделяющиеся в процессе горения газы токсичны.

Самое опасное возможное последствие пожара – переход во взрыв. Переход во взрыв наиболее вероятен, когда пожар проходит в замкнутом объеме и образующие газы не имеют свободного выхода.

В связи с этим загорание селитры в цельнометаллическом вагоне более опасно, чем в обычном. По этой причине мягкие контейнеры из горючей пленки для селитры предпочтительнее металлических контейнеров.

Пожары начинаются преимущественно в результате химического взаимодействия между россыпью селитры и различными содержащими цинк веществами. Выделенного при этом тепла хватает, чтобы зажечь тару (бумажные мешки).

Пожары могут возникнуть также из-за неисправности подвижного состава.

Не следует применять бумажные мешки в качестве тары (заменить полиэтиленовыми).

Карбамид и жидкие азотные удобрения не уступают аммиачной селитре по стоимости и эффективности, но превосходят по безопасности.

Сульфат аммония – бесцветное кристаллическое вещество, обладающее следующими свойствами:

1)  легко растворяется в воде, что требует защиты от атмосферных осадков;

2)  обладает небольшой гигроскопичностью;

3)  слабо слеживается;

4)  в процессе хранения выделяет кислоту, которая разрушает упаковочные материалы.

Наиболее распространенные сложные комплексные удобрения:

1 Калийная селитра содержит азот и калий. Это крупнокристаллический порошок белого цвета, обладающий физико-химическими свойствами селитр;

2 Аммофос включает азот и фосфор. Он слабо гигроскопичен, не слеживается, изготавливается в виде гранул размерами 1-1,5 мм;

3 Нитрофоска обладает слабой гигроскопичностью, производится в гранулированном виде, во влажной среде склонна к слеживанию.

В смешанных комплексных удобрениях содержатся суперфосфат с сульфатом аммония, костяной и фосфоритной мукой, аммиачной селитрой и т. д.

Способы упаковки, перевозки и хранения зависят от физико-химических свойств удобрений.

Перевозка удобрений осуществляется:

1 навалом в универсальных крытых и специализированных вагонах (минераловозы, цистерны, цементовозы, где часто выходит из строя система аэрации;

2 в затаренном виде в полиэтиленовых и бумажных мешках массой до 50 кг в универсальных крытых вагонах;

3 специализированных жестких, полужестких и мягких контейнерах, перевозимых на открытом подвижном составе.