Транспортная характеристика, условия перевозок и обеспечение сохранности продукции химической промышленности, страница 2

К фосфорным удобрениям относятся фосфорная мука, суперфосфаты, преципитат и фосфорсодержащие производственные отходы.

Фосфорную муку получают измельчением природных фосфатов. Она представляет собой тонко измельченный, сильно пылящий порошок темно-серого цвета с бурым оттенком. При хранении перевозке не слеживается, не растворима в воде и не гигроскопична. Перевозят фосфорную муку навалом в универсальных и специализированных вагонах.

В зависимости от содержания основного компонента (фосфорного ангидрита Р2О5) различают суперфосфат  простой, двойной и тройной.

Простой суперфосфат получают в гранулированном виде или в виде серовато-желтого порошка. Двойной или тройной суперфосфат изготовляют в гранулированном виде.

Суперфосфат является слеживающимся грузом, подвержен уплотнению, вызывает быструю коррозию металлических конструкций, выделяет сернистый газ, а при нагревании – ядовитый фтор, а также кислоту, которая разъедает мешковую тару.

Основным сырьем для получения фосфорных удобрений является апатитовый концентрат, который получают измельчением и обогащением апатитовой руды. Апатитовый концентрат представляет собой порош сероватого цвета, в зимний период подвержен смерзанию. Апатитовый концентрат обладает высокой пылевидностью и абразивностью. Перевозка апатитового концентрата осуществляется навалом в полувагонах и хопперах.

Фосфорные удобрения – фосфоритная мука, кость различных животных, суперфосфаты, фосфорсодержащие производственные отходы (фосфоритные металлургические шлаки, термофосфаты и т. д.).

Фосфоритную муку получают путем уменьшения природных фосфатов. Это тонко измельченный, сильно пылящий порошок темно-серого цвета с бурым оттенком. В процессе доставки не слеживается, не растворима в воде и негигроскопична.

Суперфосфаты – искусственные фосфатные удобрения. В зависимости от содержания фосфорного ангидрида (Р2О5) суперфосфат бывает простой, двойной и тройной.

Простой суперфосфат выпускают гранулированным и в виде порошка серовато-желтого цвета. Длительное хранение снижает качество простого суперфосфата.

Двойной и тройной суперфосфаты в основном получают гранулированным. Их свойства: негигроскопичны, растворимы в воде, химически устойчивые удобрения. Суперфосфаты в виде порошка подвержены слеживанию и комкованию (в отличие от гранулированных).

Калийные удобрения – хлористый калий и сульфат калия. Сильвинит и карналлит служат исходным сырьем калийных удобрений.

Пятнадцать процентов производства калийных удобрений производится в Солигорске, комбинат действует с 1963 г.

Считают, что 1 кг калия, внесенный в почву с азотными и фосфатными удобрениями, дает прибавку до 5 кг зерна.

Ежесуточно Солигорску требуется 400 вагонов под свою продукцию.

Белорусский калий экспортирует в США, Англию, Италию, Бельгию, Голландию, Индию и другие государства.

Считают, что запасов достаточно на 70 лет.

Хлористый калий – кристаллический продукт розового цвета или с коричневым оттенком, хорошо растворяется в воде, гигроскопично, обладает повышенной способностью к слеживанию. Производят в виде гранул (около 15 % общего объема) или мелких кристаллов порошка. Пожаро- и взрывоопасен, не токсичен.

Сульфат калия (сернокислый калий) – мелкокристаллический порошок серого цвета. В сухом виде сильно пылит, взрывопожаробезопасен. Он не гигроскопичен и слабо слеживается.

Калийные удобрения обладают высоким коррозийным воздействием на металлы. При перевозке калийных удобрений навалом за 4–5 лет эксплуатации выходят из строя металлические кузова вагонов и устройства выгрузки и минераловозов, если не применять специальные антикоррозийные покрытия.

ГОСТ 4568-83 предусматривает транспортировку калийных удобрений только в специализированных саморазгружающихся или крытых вагонах, а также в мягких контейнерах.

В нарушение ГОСТ 4568-83 калийные удобрения отправляют в полувагонах. В процессе перевозки груз выдувается, оседая на изоляторах контактной сети. Кроме того, удобрения вымываются.