Транспортная связь: Методическое пособие (Расчет затухания цепи и построение диаграммы уровней. Определение эффективности функционирования оперативно-технологической связи), страница 11

При передаче от ПП к PC (рисунок4.4, б)возможно ожидание освобождения канала (диспетчер ведет разговор сдругимПП) и t2, не равно нулю, но ожидания ответа вызываемого абонента не будет, т. е. t4 = 0. Число состояний системы не изменится. Уравнения для определения вероятности состояний и непроизводительных затрат составляются аналогично предыдущему случаю.

Связи, построенные по принципу дорожной распорядительной связи, описываются теми же математическими моделями, что и диспетчерские. Для связей, построенных по постанционному типу (рисунок4.4,в) отличие заключается в том, что абонент промежуточного пункта не всегданаходится около аппарата, возможно ожидание как в процессе установления соединения (например, при выходе на связь через АТС), так и ожидание освобождения канала и ответа телефонистки (ti не равно нулю), т. е. число состояний т = 64.

Для связи совещания (рисунок4.4, г) в отличие от диспетчерской t = 0. Вероятности qi,piнаходятся методами теории массового обслуживания.

5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ

Рассмотрим выполнение сетью технологической связи своих функций, т. е. динамику доставки информации. На вход сети постоянно в течение неограниченно длительного времени поступают различные сообщения. Каждое из них требует для своей передачи определенного времени Ти, а также задерживается в сети на какое-то непроизводительное время Тпиз-за недостаточно эффективной ее работы.

Сеть функционирует более эффективно в тех случаях, когда при одном и том же времени доставки информации отношение  будет больше, так как в этом случае удельный вес собственно передачи информации в общем объеме «проделанной работы» — всего процесса доставки информации — повышается. Состояние сети зависит от большого количества случайныхфакторов (числа поступивших вызовов, свободных и занятых приборов и соединительных путей, ожидающих и потерянных вызовов, а также надежности аппаратов и т. д.), поэтому в произвольный момент времени оно является случайным и может быть описано количественно с применением математического аппарата теории вероятности. Отметим что каждое состояние определяется случайным значением отношения  . Вероятность нахождения сети в i-м состоянии обозначим Pi. Если построить график изменения величины Piв зависимости от отношения (рис. 1.10), то можно получить функцию плотности распределения непрерывной случайной величины отношения , характеризующего нахождение сети в каком-либо состоянии.

Определим эффективность функционирования сети связи E как математическое ожидание случайной величины характеристики ее состояния, т. е.

(4.6)

где mчисло возможных состояний сети;

и  — соответственно полезное время доставки информация и непроизводительные затраты времени в iсостоянии;

 — вероятность i-го состояния.

Величина Eопределяет наиболее вероятное состояние рассматриваемой сети, и чем больше эта величина, тем меньше непроизводительно теряется абонентами времени в процессе передачи сообщений. ПриЕ=1 непроизводительные затраты времени равны нулю во всех состояниях сети связи и сеть абсолютно эффективна. При E=0 передачи информации во всех состояниях не происходит.

Соотношение (4.6) может быть принято за основную характеристику эффективности функционирования сети связи в тех случаях когда ничего неизвестно о требуемых сроках доставки информации, т. е. если на время передачи информации не накладывается каких-либо ограничений. Между тем, в определенных ситуациях задержка передачи информации сверх задаваемого системой управления срока может привести к непоправимым отрицательным последствиям для железнодорожного транспорта.