Ориентировочный расчёт валов. Эскизная компоновка редуктора. Приближённый расчёт валов редуктора, страница 8

2)  Выбраны сечения шпонок с полукруглыми торцами. Для вала Iпринята шпонка сечением b×h×l×t2 = 8×7×50×3,3; для вала II–  10×8×45×3,3 [11].

3)  Расчётные длины шпонок – формула (189):

  

4)  Допускаемые напряжения. При свободной посадке полумуфты на вал I(диаметр 26Н7/h6) нагрузка передаётся шпонкой и допускаемое напряжение минимальное: [sсм] = 80 МПа. Коническое колесо на вал напрессовывается (посадка Æ36 H7/s6), а шпонка поставлена как страховочный элемент. Для этого случая допускаемое напряжение максимальное: [sсм] = 200 МПа. Рабочие напряжения смятия по формуле (188)

  

Вывод. Прочность достаточна.

Результаты расчётов сведены в табл. 28.

Таблица 28

Параметры шпоночных соединений

№ вала

Крутящий момент

Т, Н·м

Диаметр под шпонкой

d, мм

Ширина шпонки

b, мм

Высота шпонки

h, мм

Глубина паза вала t1, мм

Глубина паза втулки t2, мм

Длина шпонки

l, мм

Расчётная длина шпонки lp, мм

Рабочее напряжение смятия

sсм, МПа

Допускаемое напряжение смятия

[sсм], МПа

I

24,9

26

8

7

4

3,3

50

42

14

80

II

84

36

10

8

5

3,3

45

35

40

200

21. ШЛИЦЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

В данном проекте шлицы применяют в коробках передач и на выходных валах редукторов. Для гладких валов принимают соединения с наружным диаметром D, равным диаметру вала. В шлицевых валах коробок внутренний диаметр dпринимают больше диаметра соседнего участка. Наибольшее применение в отечественном машиностроении нашли прямобочные шлицевые соединения.

Эвольвентные шлицы имеют наружный диаметр D, кратный 5 мм, так же, как внутренний диаметр d  подшипников качения, что позволяет их использовать в гладких валах, не имеющих упорных буртов. Шлицы проверяют на смятие рабочих граней шлицев и на износ.  Для прямобочных шлицев

,                                     (195)

где SF— удельный суммарный статический момент площади рабочих поверхностей соединения относительно оси вала, мм3/мм; l— рабочая длина соединения, мм; l≈ 1,5d.

Для эвольвентных зубьев

,                                (196)

где КЗ – коэффициент неравномерности нагрузки по шлицам; КЗ = 0,7...0,8; z– число зубьев; h– рабочая высота зубьев, h@ m; dcp– средний диаметр соединения, dср = mz.

Допускаемые напряжения приведены в прил. Ж.

Пример 19. Рассчитать шлицевый хвостовик тихоходного вала коническо-цилиндрического редуктора по исходным данным примера 16: крутящий момент  TIII  = 226 Н·м; диаметр вала  = 45 мм.

Решение.

1.  Назначена длина ступицы малой звёздочки по формуле (181)

Принята длина ступицы lст = 60 мм (Прил. В). Приняты прямобочные шлицы средней серии  z×d×D×b = 8×52×60×10 c параметром SF = 672 мм3/мм (Прил. Е).Допускаемое напряжение смятия   = 70 МПа [11].

2.  Рабочие напряжения смятия по формуле (190)

Вывод. Прочность достаточна.

22. УТОЧНЁННЫЙ РАСЧЁТ ВАЛОВ

Уточнённый расчёт заключается в определении коэффициентов запаса выносливости s в опасных сечениях вала. Его выполняют после подбора шпонок, выбора посадок, расчёта подшипников качения и окончательного конструирования колёс, шкивов, звёздочек, валов, корпусных деталей, подшипниковых узлов. Опасными являются сечения, где действуют крутящие и наибольшие изгибающие моменты при наличии концентраторов напряжений таких как шпоночная канавка, шлицы, напрессовка, резьба, переходное сечение и др. Так, на промежуточном валу коническо-цилиндрического редуктора (рис. 37, ж) опасными будут сечения на участке 3-4¢ в зоне действия крутящего момента Т:

1) сечение А-А, где действуют крутящий и изгибающие моменты и ; концентратор напряжений — шпоночная канавка;

2) сечение Б-Б у края ступицы колеса, концентратор напряжений — напрессовка; изгибающие моменты определяют методом линейной интерполяции (см. пример 20);