2) Выбраны сечения шпонок с полукруглыми торцами. Для вала Iпринята шпонка сечением b×h×l×t2 = 8×7×50×3,3; для вала II– 10×8×45×3,3 [11].
3) Расчётные длины шпонок – формула (189):
4) Допускаемые напряжения. При свободной посадке полумуфты на вал I(диаметр 26Н7/h6) нагрузка передаётся шпонкой и допускаемое напряжение минимальное: [sсм] = 80 МПа. Коническое колесо на вал напрессовывается (посадка Æ36 H7/s6), а шпонка поставлена как страховочный элемент. Для этого случая допускаемое напряжение максимальное: [sсм] = 200 МПа. Рабочие напряжения смятия по формуле (188)
Вывод. Прочность достаточна.
Результаты расчётов сведены в табл. 28.
Таблица 28
Параметры шпоночных соединений
№ вала |
Крутящий момент Т, Н·м |
Диаметр под шпонкой d, мм |
Ширина шпонки b, мм |
Высота шпонки h, мм |
Глубина паза вала t1, мм |
Глубина паза втулки t2, мм |
Длина шпонки l, мм |
Расчётная длина шпонки lp, мм |
Рабочее напряжение смятия sсм, МПа |
Допускаемое напряжение смятия [sсм], МПа |
I |
24,9 |
26 |
8 |
7 |
4 |
3,3 |
50 |
42 |
14 |
80 |
II |
84 |
36 |
10 |
8 |
5 |
3,3 |
45 |
35 |
40 |
200 |
21. ШЛИЦЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
В данном проекте шлицы применяют в коробках передач и на выходных валах редукторов. Для гладких валов принимают соединения с наружным диаметром D, равным диаметру вала. В шлицевых валах коробок внутренний диаметр dпринимают больше диаметра соседнего участка. Наибольшее применение в отечественном машиностроении нашли прямобочные шлицевые соединения.
Эвольвентные шлицы имеют наружный диаметр D, кратный 5 мм, так же, как внутренний диаметр d подшипников качения, что позволяет их использовать в гладких валах, не имеющих упорных буртов. Шлицы проверяют на смятие рабочих граней шлицев и на износ. Для прямобочных шлицев
, (195)
где SF— удельный суммарный статический момент площади рабочих поверхностей соединения относительно оси вала, мм3/мм; l— рабочая длина соединения, мм; l≈ 1,5d.
Для эвольвентных зубьев
, (196)
где КЗ – коэффициент неравномерности нагрузки по шлицам; КЗ = 0,7...0,8; z– число зубьев; h– рабочая высота зубьев, h@ m; dcp– средний диаметр соединения, dср = mz.
Допускаемые напряжения приведены в прил. Ж.
Пример 19. Рассчитать шлицевый хвостовик тихоходного вала коническо-цилиндрического редуктора по исходным данным примера 16: крутящий момент TIII = 226 Н·м; диаметр вала = 45 мм.
Решение.
1. Назначена длина ступицы малой звёздочки по формуле (181)
Принята длина ступицы lст = 60 мм (Прил. В). Приняты прямобочные шлицы средней серии z×d×D×b = 8×52×60×10 c параметром SF = 672 мм3/мм (Прил. Е).Допускаемое напряжение смятия = 70 МПа [11].
2. Рабочие напряжения смятия по формуле (190)
Вывод. Прочность достаточна.
22. УТОЧНЁННЫЙ РАСЧЁТ ВАЛОВ
Уточнённый расчёт заключается в определении коэффициентов запаса выносливости s в опасных сечениях вала. Его выполняют после подбора шпонок, выбора посадок, расчёта подшипников качения и окончательного конструирования колёс, шкивов, звёздочек, валов, корпусных деталей, подшипниковых узлов. Опасными являются сечения, где действуют крутящие и наибольшие изгибающие моменты при наличии концентраторов напряжений таких как шпоночная канавка, шлицы, напрессовка, резьба, переходное сечение и др. Так, на промежуточном валу коническо-цилиндрического редуктора (рис. 37, ж) опасными будут сечения на участке 3-4¢ в зоне действия крутящего момента Т:
1) сечение А-А, где действуют крутящий и изгибающие моменты и ; концентратор напряжений — шпоночная канавка;
2) сечение Б-Б у края ступицы колеса, концентратор напряжений — напрессовка; изгибающие моменты определяют методом линейной интерполяции (см. пример 20);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.