где - предел контактной выносливости;
Sн - коэффициент запаса.
. (14.54)
Расчётные допускаемые контактное напряжения:
МПа; (14.55)
=1,23
=1,23×518 = 637 МПа. (14.56)
Принимаем = 627 МПа. Допускаемые изгибные напряжения
шестерни и колеса:
(14.57)
где - предел выносливости;
SF - коэффициент безопасности.
(14.58)
Межосевое расстояние из расчёта на контактную выносливость:
где коэффициенты:
- ширины
венца; принимаем
= 0,315;
- учитывающий одновременное участие в
передаче нагрузки нескольких пар зубьев; принимаем
= 1,09;
- концентрации нагрузки; принимаем
= 1,02;
–
динамической нагрузки; принимаем
= 1;
Принимаем aw = 140 мм по ГОСТ 6636.
Модуль зацепления по эмпирической зависимости:
m = (0,01…0,02) aw = (0,01…0,02)140 = 1,4…2,8 мм. (14.59)
Принимаем m = 2 мм по ГОСТ 9563.
Ширина венца колеса (14.60)
Принимаем b2 = 50 мм по ГОСТ 6636 (прил. 15).
Ширина венца шестерни (14.61)
Принимаем b1=56 мм по ГОСТ 6636.
Принимаем угол наклона
Суммарное число зубьев . (14.62)
Принимаем
Число зубьев шестерни . (14.63)
Принимаем
Число зубьев колеса .
(14.64)
Уточняем передаточное число: u = z2/z1 = 107/30 = 3,57.
. (14.65)
Делительные диаметры:
Проверка. 0,5(d1 + d2) = 0,5(61,31 + 218,69) = 140 мм = aw.
Диаметры вершин:
Диаметры впадин:
Окружная скорость колёс u =pd1n1/60000 = π·61,31·646,7/60000 = 2,1 м/с.
Принимаем 8-ю степень
точности изготовления колёс. Уточняем коэффициенты нагрузки: = 1,07;
= 1,02;
= 1. Рабочее контактное
напряжение:
Вывод. Контактная прочность достаточна.
Окружное усилие в зацеплении:
Эквивалентные числа зубьев и коэффициенты формы зуба:
sF1 = YF1YbFtKFαKFbKFn/(b1m), где Yb - коэффициент наклона зубьев;
Yb =1-b°/140 =1 - 11,88/140 = 0,92.
Коэффициенты нагрузки: KFα = 1,09; KFb = 1,1.
sF1 = 3,8·0,92·5046·1,09·1,1/(56·2) = 188,9 МПа < [277,8].
Рабочее изгибное напряжение колеса:
sF2 = sF1b1YF2/(b2YF1) = 188,9·56·3,6/(50·3,8) = 200,4 МПа < [257,1].
Вывод. Изгибная прочность достаточна.
14.11. Конструкции зубчатых колёс
Конструктивные формы
колёс в значительной степени определяются их размерами (прежде всего
диаметром), видом производства (единичное, серийное, массовое) и способом
соединения с валом. Колёса небольших диаметров (до 150 мм) изготавливают обычно
цельными из штампованных заготовок без углублений (рис. 14.22). Зубчатый венец
проектируется как заодно с валом (вал-шестерня), если толщина обода в месте
ослабления шпоночным пазом будет меньше 2,5m, а также при высоких требованиях к точности
центрирования колеса на вале (рис. 14.23). Обычно проектируют вал-шестерню при = 2…2,5. Вал-шестерни выполняют
обычно из кованых заготовок, при изготовлении их из проката может оказаться
большим расход металла в стружку.
![]() |
Рис. 14.24. Колёса цилиндрической формы
![]() |
Рис. 14.25. Вал-шестерня цилиндрическая
![]() |
![]() |
||
Рис. 14.26. Колесо с углублениями Рис. 14.27. Сварное колесо
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.