На рис. 14.21 показано изменение формы зуба колеса внешнего зацепления в зависимости от числа зубьев колёс, нарезанных без смещения. При колесо превращается в рейку, а зуб приобретает прямолинейные очертания. В этом случае зуб колеса внешнего зацепления имеет максимальную изгибную прочность. С уменьшением числа зубьев z уменьшается толщина зуба у основания и вершины, а также уменьшаются радиусы кривизны эвольвентного профиля. Такое изменение формы приводит к уменьшению изгибной прочности зубьев и увеличению коэффициента формы зуба . При z < 17 при нарезании колёс инструментом реечного типа происходит подрезание ножки зуба.
NB 14.6. Чем больше число зубьев, тем лучше форма зуба и выше его изгибная прочность.
При постоянных диаметрах (d = mz) с изменением числа зубьев zизменяется модуль. При увеличении числа зубьев повышается плавность работы передачи, улучшается форма зуба, а модуль уменьшается. Снижение модуля и соответственно толщины зуба в этом случае может привести к снижению изгибной прочности даже при улучшении формы зуба.
NB 14.7. В мелкомодульных колёсах, имеющих большое число зубьев, выше плавность работы, но изгибная прочность может оказаться ниже в связи с уменьшением модуля.
Влияние смещения на прочность зуба рассмотрено в теории механизмов и машин. При положительном смещении профиль зуба очерчивается более пологой частью эвольвенты (рис. 14.21). При этом увеличиваются диаметры, а также делительная толщина зуба и толщина ножки, поэтому изгибная прочность повышается. Максимальное смещение ограничивается явлением заострения.
Наибольший эффект положительное смещение дает для колёс с малым z, особенно при z < 17, когда устраняется подрезание. Гораздо меньше эффект смещения при больших z. Например, при z = 80
= 3,7 при x = - 0,4;
= 3,6 при x = 0;
= 3,51 при x = + 0,5, то есть смещение мало влияет на изгибную прочность колеса.
Рис. 14.21. Влияние числа зубьев Рис. 14.22. Влияние смещения на форму зуба на толщину зуба
Равносмёщенное зацепление при коэффициенте суммы смещений = 0 и позволяет выровнять форму зубьев шестерни и колеса и приблизить их к равнопрочности по изгибу. При этом уменьшение изгибной прочности колеса незначительно. Оптимальные коэффициенты смещения по изгибной прочности приведены в таблицах смещений.
NB 14.8. Положительное смещение наиболее эффективно для зубьев шестерни и малоэффективно для зубьев колеса. Косозубое зацепление проектируют без смещения.
При > 0 увеличивается угол зацепления (однако уменьшается коэффициент перекрытия ), межосевое расстояние aw и повышается контактная прочность.
NB 14.9. При положительном смещении повышается изгибная прочность зубчатых колёс и контактная прочность зацепления.
Пример 14.1. Рассчитать косозубую цилиндрическую зубчатую передачу внешнего зацепления по исходным данным примера 12.1: крутящий момент на валу колеса Т2 = 551,8 Н·м, частота вращения вала шестерни n1 = 646,7 об/мин, передаточное число u = 3,55. Недостающими данными задаться.
Решение.
Вычерчиваем кинематическую схему передачи (рис. 14. 23).
Рис. 14.23. Кинематическая схема цилиндрической передачи
Принимаем материал шестерни сталь 30ХГС, термообработка – закалка, твёрдость 45…55HRC, колеса – сталь 40ХН, термообработка – улучшение, средняя твёрдость 250HB[9]. Все расчёты выполняем по учебнику [9]. Допускаемые контактные напряжения шестерни и колеса:
(14.53)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.