Нормальную силу переносят на ось симметрии зуба и
раскладывают на две составляющие: силу
,
направленную по оси симметрии, и ей перпендикулярную силу
. Составляющие силы приводят к опасному
сечению с размерами bиs, расположенному вблизи основания
зуба. При приведении силы
добавляется момент
, который будет изгибающим
для опасного сечения зуба. Сила
является сжимающей.
![]() |
Рис. 14.19. Напряжения на ножке зуба
Напряжения сжатия в опасном сечении:
(14.44)
Напряжения изгиба:
(14.45)
На рис. 14.19 показаны эпюры напряжений, построенные в соответствии с формулами (14.44) и (14.45). Наибольшие суммарные напряжения будут на сжатом (правом) волокне, однако расчёт ведут по растянутому волокну, где наиболее вероятно зарождение усталостных трещин. Результирующее напряжение с учётом концентрации напряжений и коэффициента нагрузки:
(14.46) где KT – теоретический коэффициент
концентрации напряжений (рис. 14.20), определяемый методом теории упругости для
переходной окружности от эвольвенты к окружности впадин;
KF – коэффициент нагрузки,
.
(14.47)
![]() |
Рис. 14.20. Концентрация напряжений на ножке зуба
Для упрощения расчетов используют геометрическое подобие зубьев различного модуля и выражают параметры через безразмерные коэффициенты l¢ и s¢:
;
.
(14.48)
После подстановки получают:
(14.49)
где –
коэффициент формы зуба.
.
(14.50)
Форма зуба зависит, в
основном, от числа зубьев колеса zи
коэффициента смещения инструмента x. С улучшением формы зуба коэффициент формы зуба уменьшается, так как он
характеризует напряжение изгиба при единичной нагрузке (q = 1) и единичном размере зуба (m= 1 мм). Например, в прямозубых
колёсах при z= 20…80 и смещении x = 0 = 4,07…3,6.
При коэффициенте смещения x = +
0,5 и z= 20
= 3,39,
что свидетельствует об улучшении формы зуба (о повышении изгибной прочности).
Формула проверочного расчёта на изгиб, например, шестерни:
sF1 = YF1YbFtKFαKFbKFnKFд/(b1m) ≤ [sF], (14.51)
где –
коэффициент наклона зуба; вводится для косозубого зацепления:
.
(14.52)
Допускаемые напряжения определяют в зависимости от материала колёс по справочной литературе [9,11]. Основной материал – сталь. В зависимости от термической обработки различают три группы сталей:
I группа – "сырые" стали, с твёрдостью обоих колёс Н < 350HB, термообработка – нормализация или улучшение;
II группа – "высокий перепад твёрдостей", когда шестерня имеет твёрдость Н1 > 350HB, колесо – Н2 < 350HB;
III группа – "калёные" стали с твёрдостью обоих колёс Н > 350HB (45…63HRC), термообработка – закалка, химико-термическая обработка.
В передачах из сталей I и II групп хотя бы одно из колёс имеет твёрдость Н < 350HB . Такие передачи будут прирабатывающимися. В редукторах общего машиностроения применяют косозубые колёса. Для них применяют стали II группы - высокий перепад твёрдостей. Основной расчёт зубчатых передач – по контактным напряжениям, по предотвращению усталостного выкрашивания и заедания. В проектном расчёте определяют межосевое расстояние и другие геометрические параметры. Расчёт на изгиб ведут как проверочный.
14.10. Влияние числа зубьев и смещения на прочность зубьев
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.