Лекция № 10
7.6. Расчёт вероятностных натягов
Предельные табличные натяги Nmin и Nmax не отражают степени надёжности соединений. Распределение действительных размеров по полям допусков делает маловероятной сборку соединений из деталей с предельными размерами. Поэтому, обрезая «хвосты» кривых распределения действительных размеров и допуская тем самым вероятность разрушения соединений, можно увеличить минимальный и снизить максимальный табличные натяги (рис. 7.7). Полученные таким образом натяги называют вероятностными.
![]() |
Рис. 7.7. Вероятностные натяги
Площадь под кривой распределения считают равной 1. После обрезания «хвостов» она уменьшается. Например, при вероятности неразрушения Р = 0,99 она составляет 0,99. При нормальном законе распределения размеров вероятностные натяги определяют по формулам:
(7.15)
где Nm – средний натяг;
up – квантиль нормального распределения;
SN – среднее квадратичное отклонение табличного натяга.
Средний натяг определяют средними значениями отклонений:
(7.16)
Среднее квадратичное отклонение табличного натяга:
(7.17)
(7.18)
Квантиль нормального распределения принимает следующие значения в зависимости от вероятности Р неразрушения (неразбираемости) соединения (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Квантили нормального распределения
Р |
0,9 |
0,95 |
0,99 |
0,995 |
0,999 |
up |
1,28 |
1,64 |
2,33 |
2,58 |
2,9 |
Таблица вероятностных натягов приведена в прил. 18.
Пример 7.3. Проверить пригодность посадки Æ50Н7/s6 с учетом вероятности неразрушения. Технологический натяг NТ = 30 мкм.
Решение.
Изучение таблицы вероятностных натягов (прил. 18) позволяет принять вероятность
Р = 0,95 для обеспечения пригодности посадки Æ.
Минимальный табличный натяг: Nmin = 0,043 - 0,025 = 0,018 мм. Он не обеспечивает заданный технологический натяг. Максимальный натяг Nmax = 0,059 мм. Наименьшее предельное отклонение вала: еi = 0,043 мм. Допуски: ITD = 0,025 мм; ITd = 0,059 - 0,043 = 0,016 мм. Вероятностные натяги Nmin = 30 мкм, Nmax = 47 мкм (прил. 18).
Проведём расчёт вероятностных натягов для этой посадки при P = 0,95. Средний натяг: Nm = 0,043 + 0,5ۤ(0,016 - 0,025) = 0,0385 мм.
SA = 0,025/6 = 0,0042 мм; SB = 0,016/6 = 0,0027 мм.
Среднее квадратичное отклонение табличного натяга:
Квантиль нормального распределения up = 1,64 (табл. 7.1). Вероятностные натяги:
Вывод. Результаты расчётов совпадают с табличными. Посадка Æ пригодна.
По минимальному натягу Nmin илиNpmin можно определить минимальное давление в соединении по формуле Лямэ.
Пример 7.4. По исходным данным примера 7.1 и его решению рассчитать давление в соединении с посадкой
.
Номинальный
диаметр d = 50 мм, минимальный натяг Nmin = 9 мкм, коэффициенты модуль упругости Е = 21,5·104 МПа.
Решение. Давление в соединении – формула (7.7):
7.7. Расчёт прочности соединяемых деталей
Выбранная посадка может быть недопустима по условиям прочности сопрягаемых деталей, так как её максимальный натяг может вызвать чрезмерные деформации, например, в кольцах подшипников качения, или разрушение. Расчёт прочности деталей является проверкой возможности применения намеченной посадки. Последовательность расчёта:
1) По максимальному табличному либо вероятностному натягу определяют расчётный натяг из формулы (7.13):
(7.19)
2) Определяют максимальное давление pmax по формуле Лямэ (7.7).
3) Рассчитывают максимальное касательное напряжение на внутренней поверхности втулки и минимальное напряжение в радиальном нааправлении (рис. 7.8, б).
(7.20)
![]() |
Рис. 7.8. Эпюры напряжений
4) Определяют приведенное напряжение по теории наибольших касательных напряжений:
(7.21)
(7.22)
5) Определяют давление, при котором пластические деформации будут отсутствовать; для втулки:
(7.23)
где sТ2 – предел текучести материала втулки.
Для вала:
(7.24)
Увеличение наружного диаметра втулки, например, кольца подшипника, вызванное растяжением от посадки, определяют по формуле:
(7.25)
7.8. Оценка и применение
Прессовые соединения относятся к группе неразъёмных и предварительно напряжённых. Они также относятся к группе соединений вал-ступица, как и клеммовые соединения. Разборка соединения связана с применением специальных приспособлений, сопровождается повреждением посадочных поверхностей и поэтому не рекомендуется без применения специальных мер.
Достоинства:
1) Простота конструкции.
2) Хорошее центрирование сопрягаемых деталей.
3) Способность воспринимать значительные статические и динамические нагрузки.
Недостатки:
1) Высокая концентрация напряжений.
2) Высокая трудоёмкость сборки при больших натягах.
3) Большое рассеивание фактических натягов и невозможность определения истинной нагрузочной способности.
Развитие технической культуры и повышение точности изготовления деталей обеспечивает этому соединению всё более широкое применение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.