Валы и оси. Конструкции валов. Причины отказов и критерии расчёта. Ориентировочный расчёт валов, страница 5

.                                            (23.8)

Полный коэффициент запаса:

.                                        (23.9)

В формулах (23.7) и (23.8):

s-1 и t-1 – пределы выносливости (прил. 28);

Кs и Кt – эффективные коэффициенты концентрации напряжений; определяются по справочникам в зависимости от вида концентратора;

εσ и ετ  – масштабные коэффициенты;

β – коэффициент состояния поверхности;

sа и tа – амплитудные напряжения цикла;

sm и tm – средние напряжения цикла;

ψs и ψt – коэффициенты, учитывающие чувствительность материала к асимметрии цикла.

Нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу. Напряжения цикла:                                                (23.10)

В формуле (23.10) М – изгибающий момент в рассчитываемом сечении. Если принята нереверсивная работа передачи (пульсирующий цикл изменения касательных напряжений), то

                                      (23.11)

При реверсивной работе 

Допускаемый коэффициент запаса прочности [s] = 1,7. Расчёт вала на жёсткость можно не проводить при s³2,5. Но при s³3,5 конструкция неэкономична. Таким образом, рекомендуется [s] = 2,5…3,5.

    Пример 23.3. Выполнить уточнённый расчёт промежуточного вала двухступенчатого коническо-цилиндрического редуктора по исходным данным примера  23.2: крутящий момент TII  = 84 Н·м, диаметр головки d1 = 36 мм, диаметр шейки d2 = 30 мм, осевые усилия Fa1 = 362 Н, Fa= 572 Н, расстояния между линиями действия сил (из эскизной компоновки): l1 = 70 мм, l2 = 60 мм, l3 = 50 мм, длина ступицы вала колеса lст = 50 мм.  Ширина венца цилиндрической шестерни b = 36 мм, ширина подшипника качения В = 16 мм. Диаметры цилиндрической шестерни: da1 = 69,57 мм, df1 = 60,57 мм. Шероховатость поверхностей Ra = 2,5 мкм. Материал вала сталь 40Х, термообработка – улучшение. Работа нереверсивная.

Решение.

1) Приняты расчётные сечения А-А (концентратор напряжений – шпоночная канавка), Б-Б (напрессовка), В-В (переходное сечение), Г-Г (зубья), Д-Д (переходное сечение и напрессовка, рис. 23.6, ж). В примере рассмотрено сечение Б-Б. Его  расстояние от опоры 1: l Б-Б = l1 + 0,5 lст = 70 + 0,5·50 = 95 мм.

2) Изгибающий момент в расчётном сечении определён по линейной интерполяции в зависимости от положения на участке Б-Г длиной l2 .

М zБ-Б = Мz + DMz(0,5 lст/l2) = 25910 + 1680·(0,5·50/60) = 26610 Н·мм.

Аналогично определён момент в направлении Х:

М хБ-Б = 95940 + (112540 – 95940)·(0,5·50/60) = 102857 Н·мм.

Результирующий изгибающий момент:

3) Осевая нагрузка: Fa = Fa2 - Fa1 = 572 – 362 = 210 H.

4) Параметры сечения. Площадь:

АБ-Б = АВ-В = πd2/4  = π·362/4 = 1018 мм2.

                    Момент сопротивления:

WБ-Б= WВ-В= πd3/32 = π·363/32 = 4580 мм3.

                    Полярный момент сопротивления:

WрБ-Б= WрВ-В= π·363/16 = 9161 мм3.

5) Характеристики материала вала: s-1 = 410 МПа, t-1 = 240 МПа, ys = 0,1; yt = 0,05 (прил. 28).

6) Коэффициенты [11]: β = 0,9; Кs/es = 4 (для посадки H7/s6); Кτ/eτ = 1 +0,6·4 = 3,4.

7) Амплитудные и средние напряжения в сечении:

;

8) Коэффициенты запаса:

.

           Вывод. Прочность и жёсткость достаточны.

23.7. Расчёты на жёсткость

Упругие перемещения вала оказывают неблагоприятное влияние на работу связанных с ним соединений (шлицевых, прессовых и т.д.), подшипников, зубчатых колёс и других деталей.

А) Изгибная жёсткость.

От прогиба вала (рис. 23.7) в зубчатом зацеплении возникает концентрация нагрузки по длине зуба. При больших углах поворота шейки θ в подшипнике может произойти защемление вала. При проектировании валов следует проверять прогибы и углы поворота характерных сечений. Их вычисляют, используя интеграл Мора или по правилу Верещагина. Например, максимальный прогиб посередине пролета (рис. 23.7) определяют по формуле:

                                                 (23.12)

Максимальный угол поворота шейки:

                                            (23.13)

 


Рис. 23.7. Деформация вала

Допускаемые упругие перемещения зависят от требований к конкретной конструкции и назначаются по отраслевым нормам. Например, допускаемые прогибы:

[d] = 0,01m – для валов цилиндрических зубчатых передач, где m – модуль зацепления;

[d] = (0,0002…0,0003)·L– в станкостроении для валов общего назначения, где L – расстояние между опорами;

[d] = 0,1dв – для валов роторов электрических машин, где dв – воздушный зазор.

Допускаемые углы поворота: