Методические указания к выполнению расчётно-графического задания № 2
по дисциплине «Экономика предприятия»
Целью выполнения расчётно-графического задания (РГЗ) является закрепление навыков планирования общего объёма розничного товарооборота торгового предприятия.
При планировании общего объёма розничного товарооборота торгового предприятия наиболее распространёнными на практике являются две группы методов – это экономико-статистический и экономико-математического моделирования.
Экономико-математический метод предусматривает сглаживание данных о приросте товарооборота за ряд периодов (месяц, квартал, год), предшествующих планируемому году. Согласно этому методу сначала рассчитываются цепные темпы роста за n периодов. На втором этапе находятся среднеарифметические темпы роста: между тремя первыми коэффициентами, затем между вторым, третьим и четвёртым коэффициентами и т.д., сдвигаясь на один коэффициент при расчёте каждого последующего среднеарифметического темпа роста до тех пор, пока не будет достигнут последний коэффициент (темп роста), показывающий прирост товарооборота в n периоде по отношению к n-1 периоду. Далее, используя значения последнего и первого среднеарифметического темпа роста, определяется среднее изменение роста товарооборота за n периодов, которое выступает базой для расчёта планируемого темпа роста. В заключение планируемый темп роста умножается на объём товарооборота последнего периода, предшествующего планируемому периоду.
Таким образом, последовательность действий по планированию общего объёма товарооборота с помощью экономико-статистического метода следующая:
1) расчёт цепных темпов роста ():
, (1)
где Ti (Ti+1) – объём товарооборота в i-м периоде (i+1) периоде, д.е.;
i = 1,2,…n (n – число периодов).
Количество цепных темпов роста (k) будет равно n-1 периодов.
2) расчёт среднеарифметических темпов роста за три близлежащих периода ():
, (2)
где i = 1,2,…n (n – число периодов).
Количество среднеарифметических темпов роста (m) будет равно k-2 цепных темпов роста.
3) расчёт среднего значения роста товарооборота за n периодов (D):
(3)
где – последний среднеарифметический темп роста в ряду;
– первый среднеарифметический темп роста в ряду;
m – количество среднеарифметических темпов роста.
4) расчёт планового значения темпа роста товарооборота (Kn+1):
(4)
5) расчёт планируемого объёма розничного товарооборота (Tn+1):
(5)
где Tn – объём розничного товарооборота в периоде, непосредственно предшествующем плановому периоду.
В качестве одного из методов экономико-математического моделирования, используемого в процессе планирования общего объёма розничного товарооборота торгового предприятия, является трендовый метод.
При его применении допускается инерционность в развитии товарооборота, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота, наблюдаемых в отчётном периоде, и в плановом периоде. Согласно этому методу фактор времени выступает основным фактором влияния на динамику товарооборота в будущем периоде. Однако товарооборот как экономическая категория представляет собой комплексный показатель, на который оказывает влияние большое число внутренних и внешних факторов. При этом в трендовом методе время является собирательным фактором, которое учитывает влияние всех внутренних и внешних факторов на объём розничного товарооборота.
Поскольку зависимость от времени может принимать разные формы, для её формализации можно использовать различные виды функций. Для построения трендов чаще всего применяются следующие функции (линейный тренд, гипербола, экспоненциальный тренд, тренд в форме степенной функции и парабола второго и более высоких порядков).
Построение аналитической функции, характеризующей зависимость динамики объёмов розничного товарооборота от фактора времени, т.е. тренда, осуществляется с использованием прикладного пакета программ EXCEL «Мастер диаграмм» и затем добавить линию тренда или посредством метода наименьших квадратов.
В EXCELе построение линии тренда осуществляется в несколько этапов:
1) построение графика временного ряда, отражающего динамику объёмов продаж розничного товарооборота за n периодов;
2) выбор типа тренда и добавление линии тренда.
Выбор уравнения тренда (типа тренда) определяется на основе значения коэффициента детерминации. Чем ближе коэффициент детерминации к единице, тем точнее расчётные данные, полученные с помощью уравнения тренда, описывают фактические данные. Однако, после выбора типа тренда, его построения и получения планового объёма розничного товарооборота, необходимо установить реальность его достижения в будущем периоде. Если качественный анализ планового объёма розничного товарооборота показал его невыполнение в будущем периоде, то необходимо пересмотреть тип тренда.
Порядок выполнения расчётно-графического задания
1) На основе данных таблицы 1 и таблиц 2-12 (в зависимости от варианта задания, который выбирается по последней цифре номера зачётной книжки[1]) по представленной ниже формуле определить фактический объём розничного товарооборота в n-1 году помесячно в разрезе товарных групп и в целом по торговому предприятию:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.