Комментарий к Гомилии Петра Иерусалимского
(ОСР 51 (1985) 33-59)
План и структура Гомилии на Рождество.
После прочтения гомилии Петра Иерусалимского возникает ряд достаточно различных вопросов. Мы представим здесь последовательно план гомилии, богословские идеи, содержащиеся в ней, предшественников Петра, бывших в разной степени протоктистами, вопрос литургического места в богослужении Рождества и наконец, послесловие, где делается вывод, что именно оригенизм Макария II стал причиной его смещения Юстинианом.
Гомилия Петра Иерусалимского в целом представляет из себя проповедь опытного в своем деле епископа. Многократно повторяясь, он напоминает, как часто он разъяснял ту или другую тему перед своей паствой, и сколько раз он уклонялся в повторения.[110] В любом случае подобную композицию нельзя относить к началу его епископства в 524 году. Напротив, её должно поместить к концу его долгого мандата в 28 лет, около 552 года, года его кончины. Если венец, который он намеревается сплести, есть намек на свою близкую смерть, уже можно предположить окрестности Рождества 551 года.[111] Другие соображения также склоняют нас к этой дате. Гомилия составлена по классическому плану, постоянно заводящему в тупик и оканчивающимися затем уходом от темы праздника большими доктринальныи экскурсами, в чем оратор извиняется не раз,[112] напоминая себе самому о своем долге праздновать праздник этого дня. Это показывает, до какой степени Петр Иерусалимский, увещая свою паству, озабочен вопросами, вызывающими разделение в его общине. Конечный призыв к согласию исходит от пастырского чувства в согласии с этими экскурсами.
Избранное нами разделение на главы издание, которое Абуладзе не предполалагает, довольствуясь выделением параграфов там, где сама рукопись в дальнейшем указывает повторение, пытается сохранить собственный ритм проповедника: мы начинаем там, где оратор признается, что он пренебрегает насущной темой, и в своих цезурах, обычно приходящихся на конец глав, приводит букет цитат из Писания в подтверждение высказанных тем.
Вот краткая схема одиннадцати глав:
1. Вступление, где природный динамизм, иллюстрированный кормчим и крестьянином, призывает нас с равной ревностью взглянуть на вечные ценности.
2. A fortiori для божественного динамизма спасительного воления Божия по отношению к безразличному человечеству.
3. Первая тема: Благовещение. Имя «Гавриил» обозначает Бога и Человека, и вытекающие из него богословские следствия.
4. Вторая тема: сомнение Иосифа было обязано отсутствием в Писании указания на девственное рождение.
5. Третья тема: слова Ангела являются реализацией Воплощения в Деве.
6. Четвертая тема: сила слов Ангела и предсуществующее имя единственного настоящего Адама.
7. Пятая тема: маги, изображающие первоплодие язычников и поклоняющиеся Богу, Царю и Человеку.
8. Шестая тема: пастухи, поклоняются Царю и являются образом пастырей, пришедших к Церкви.
9. Седьмая тема: неофиты, происшедшие из крещения во имя Троицы и отношение творение-искупление.
10. Включенное в богословие воплощение следует за тремя анафематизмами против анонимов, против Нестория и Евтихия.
11. Конечное увещание к взаимному пониманию в общей бедности.
Глава 10, выступающая в гомилии в крещальном аспекте, несомненно формирует логическое завершение экскурса, богословский характер которого стремится заполнить иллюстрацию из Писания. Тема дня является в некотором роде сжатой, часто с замечанием о повторном характере предлагаемых данных. Однако уже в начале автор объявляет своё желание сообщить нечто более новое, чем обычно.[113] Итак, перед нами классическая тематическая гомилия, содержание которой значительно перегружено не относящимся к теме богословием, в чем не было бы нужды, если бы аудитория была равнодушна. Дева и всё, что с ней связано, играют более важную роль, чем сама тема Рождества.
Богословские идеи Петра Иерусалимского.
К.Кекелидзе резюмировал позицию Петра Иерусалимского следующим образом:
Сам Отец воплотился прежде всех веков как Творец всего.
Только Христос, Сын Божий, стал человеком не прежде всех веков.
Бог родился для человечества.[114]
Эта система, если её оценить и понять, более всего приближается к монархианству II‑III веков, патрипассианству и примитивному модализму, и находится перед древним псевдоэпиграфом, сохранившемся под псевдонимом. Однако достаточно снова погрузиться в контекст оригенистских споров в Палестине в VI веке и в особенности между 543 и 553 гг.,[115] между Собором Мины и V Вселенским Собором, чтобы встретить позиции, совершенно современные Петру Иерусалимскому. Мы рассмотрим по порядку различные темы гомилии со строго богословской стороны.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.