Комментарий к Гомилии Петра Иерусалимского, страница 3

Петр Иерусалимский, сторонник протоктистов.

Настаивание на икономии спасения, уже включенной в предвечный творческий план Троицы оправдывает как термин протоктист, как и обьщеупотребительный термин Тетрадиты[134] - обозначение, которое само собой делает понятным, насколько опасным для триадологии может оказаться такое вторжение плана телесным рождением Христа. Петр Иерусалимский выпутывался из этого настаиванием на индивидуальности Лиц в Троице и индивидуальности природ во Христе.[135]

Эволюция Петра Иерусалимского, уроженца Елевферополя, показывает нам его разное участие в спорах эпохи 524-552 годов. Кирилл Скифопольский считал своим долгом уважать епископа, в 532 году позволившего св. Савве совершить путешествие в Константинополь, что вызвало со стороны Юстиниана освобождение от налогов и благодеяния соразмерно бедствиям, причиненным восстанием самаритян.[136] Тем не менее, кроме одного случая, Кирилл не скрывает компромиссов Петра с оригенистами. Уже в момент распределения имперских субсидий тысяча номисм была выделена для одарения оригенистских монастырей прежде даже смерти св. Саввы.[137] По наущению начальника оригенистов Нонна, Петр вычеркнул из диптихов имя Ефрема Антиохийского.[138] Около 544 года в самом Константинополе он до такой степени оказался под влиянием Феодора Аскиды, что назначил двух синкеллов к своей набожности: итак, эти персоны и должны быть отвергнуты для принятия Геласия, посланного Великой Лаврой, чтобы поддержать в Константинополе точку зрения православных. Неудача приема оказалась столь тяжелой, что Геласий умер на пути, и Кирилл не скрывает своих уважительных чувств к этому мученику за истину.[139] Это случилось уже около 546 года. В 547 году Григорий был назначен в Великую Лавру, что вызвало отъезд оттуда значительной части православных.[140] Конечно, епископ Иерусалимский не мог быть совершенно безразличен к подобным изменениям. Именно тогда, после смерти Нонна, среди оригенистов углубился провиденциальный раскол, за который Кирилл Скифопольский горячо благодарил Господа.[141] В 548 году Лавра Фирмина противостоит Новой Лавре: первые были протоктистами, вторые – исохристами. Отметим, что Исидор, вождь протоктистов, защищает свой тезис о св. Сионе dou.j auvtw/| to.n lo,gon eivj th.n a`gi,an Si,wn w`j ou'k avntilamba,netai tou/ th/j proupa,rxewj do,gmatoj.[142] Ясно, что беседа Петра находится большей частью на стороне протоктиста, в период объединения. Может быть, гомилия даже играет некоторую роль в примирении с православными. Во всяком случае, когда Конон и Исидор отправились в Константинополь, их единство было достигнуто, и на этот раз посланник Великой Лавры не подвергался тем испытаниям, которые претерпел Геласий. Таким образом, не удивительно находить сильные протоктистские и тетрадистские тенденции в Гомилии Петра Иерусалимского. Последняя ещё не представляет нам картину того, чем стали протоктисты в своих спорах; достаточно возможно, по крайней мере, настаивать на полном воплощении Христа. Заметен некоторый след исохризип в любопытной ремарке к 10 главе: «Он изменит в Бога и Отца эту природу, которая есть наша».[143] Протоктисты несомненно переносят на Отца чисто ноэтические атрибуты, предназначенные исключительно Христу их противниками.

Литургическая вставка в Гомилию Петра Иерусалимского.