Комментарий к Гомилии Петра Иерусалимского, страница 4

Была ли Гомилия Петра Иерусалимского произнесена по случаю Рождества 25 декабря? Чтобы прочитать название, принадлежащее кодексу Tbeth, следовало бы назвать 25 декабря 551 года или, в крайнем случае, предшествующего года, ибо единство, о котором оно свидетельствует, несомненно не было достигнуто так быстро. Призыв к взаимному согласию, к братской любви, проходит равно в том же чувстве. Существование праздника 25 декабря в подобную эпоху является, однако, в высшей степени невероятным.[144] Достаточно увидеть, насколько Благовещение вставлено в насущную тему гомилии, чтобы начать считать, что здесь есть налицо древний праздник Богородицы, недалеко от Рождества, которое не праздновалось в Иерусалиме, поскольку там в этот день совершался праздник Давида и Иакова.[145] Последняя фраза гомилии Петра совсем достойна праздника Богородицы.[146] Текст должен был быть вставлен в цикл Рождества в то время, когда Юстиниан послал послание о праздниках Рождества Христова и Сретения, около 561 года. Это послание, согласующее Сретение с 14 на 2 февраля в соответствии с реформой, относящей Рождество Христово на 25 декабря, предполагает некоторым образом предшествующую реформу, которую разумно можно отнести только ко времени Евстохия, епископа, поставленного Юстинианом взамен смещенного за оригенизм Макария II .

Послесловие к оригенизму: Макарий II Иерусалимский.

После смерти Петра монахи Новой Лавры поставили непосредственно на Иерусалимскую кафедру Макария II.[147] Поэтому есть все основания считать, что он был исохристом, и что внешнее соперничество оригенистов определило скорость, с которой Святой Сион получил своего нового обладателя. Но если он произвел единодушие, можно считать, что он не возбудил оппозицию. Последующие за этим беспорядкии вызовут призыв Евстохия только после двух месяцев. Евстохий был экономом Александрийской Церкви и поэтому не имел особых причин быть замешанным в распри. Удивительно, что после смерти Евстохия в 563-564 годах Макарий II тотчас снова занял свою кафедру до 567-568 годов,[148] показывая этим или очень локальный характер оригенистских движений, или особенное вмешательство личности Юстиниана в изменение на епископской кафедре. Действительно, когда Макарий II вновь занимает свою кафедру, Юстиниан уже умер. Может быть, не следует исключать, что Макарий был достаточно близок к позициям Петра, настолько, чтобы допустить его возврат без особых трудностей. Но, может быть, более правильно считать, что Макарий II никогда не покидал Святой Сион, и что Евстохий занял кафедру, начиная с Nea,[149] несколько синаксисов которой сохранились единственно по-грузински теми же, кто сохранил для нас послание Юстиниана и гомилию Петра.

Введенные в заблуждение старым предположением B. Sarkissean, которое он сделал, встретив в публикации одной анонимной армянской хроники VII века имя епископа Йостоса,[150] мы были бы с ним согласны, по причине даты событий, что речь идет о епископе Евстохии. Мы даже думали сначала о материальном искажении имени.[151] Затем мы отдали себе отчет в том, что этот Иуст Иерусалимский играл роль антиепископа во время Юстиниана в Иерусалиме и на Святом Сионе.[152] Никогда не задумываясь о роли, которую играл Евстохий, мы сохраняли бы ни больше, ни меньше как равенство: Евстохий идентичен этому Иусту Иерусалимскому. В свете событий, которые пришлось напомнить, очевидно, что Макарий II не покидал свой пост. В Иерусалиме в течение некоторого времени должна действовать двойная епископская традиция. Традиция Макария II приняла имя Иуста Иерусалимского, сохраненное в серии армянских текстов и которая вновь встречается с православной стороны ассоциированной в одном древнем тексте с именем Варсабы Иерусалимского.[153] Итак, этот епископ Иуст жил в Св. Сионе, как это доказывает письмо армянского епископа Григора Арцруни, вообще включенное в армянскую гомилетическую коллекцию как чтение на праздник Сретения 14 февраля.[154] Два текста: текст Юстиниана и текст Григора соответствуют друг другу; они оба находятся по бокам маленького патристического флорилегия о подтверждении празднования Рождества и Сретения или 25 декабря и 2 февраля или 6 января и 14 февраля согласно тезису армянских монофизитов. Епископ Григор Арцруни определенно находился на соборе, который собрался в Двине около 553 года, где преобладала решительным образом антихалкидонская партия.[155]