Начало разделению церкви, можно сказать, было положено еще при Константине Великом (несмотря на то, что только при нем христианство стало религией официально), так как в 330 году он перенес столицу Римской империи в Константинополь, что послужило началом разделению империи на Восток и Запад. А политический раскол не мог не вытечь в религиозный.
Еще сильнее политический раскол усилился при Феодосии, когда им было введено раздельное управление западной и восточной частью империи. А при введении раздельного управления сразу же нарушается согласование действий властей, каждый правитель старается увеличить свою личную власть и обогатить свою подвластную территорию. При этом соседние области начинают соперничать между собой, что и случилось в Римской империи, когда, после введения раздельного правления, эти две части стали противопоставляться друг другу, как два совершенно не связанных государства.
Это взаимно недружелюбное отношение двух частей империи привело к тому, что без помощи Восточной части, Западная часть была захвачена варварами в V веке. При этом окончательно стало ясно, что этим части некогда великой империи окончательно разделились. Не было той обычной поддержки, которую оказывают друг другу соседние части, а была плохо скрываемая радость гибели соседа и противника.
Но даже и после этого церковь оставалась единой, продолжали созывать Вселенские соборы. Но это было лишь формально, что следует из раздельного управления церковью. Да и в церковном управлении наметились очень сильные отличия – на Востоке церковью фактически управлял император, который нас высшую власть и на светском и на религиозном престоле; а на Западе наоборот, постепенно папа собирал в свои руки власть, исполняя функции и светского государя тоже.
В итоге на западе сложилось полное доминирование церкви, а на востоке церковь стала только пропагандистским инструментом власти, призванным упрочивать власть императора. И это тоже служило поводом для межцерковных конфликтов.
Но основной причиной разделения можно назвать борьбу за первенство кафедр и за право называться Единой Вселенской церковью. Эта борьба, между римской и константинопольской церковью начала уже выходить за пределы обычной межкафедральной борьбы, принимая все более и более неподобающие церковной власти обороты.
Также различия в богословии и толковании Библии, в исполнении обрядов тоже придвигали время, когда необходимость официального расхождения будет столь велика, что совместное существование “единой” церкви станет невозможным. Эти различия появились под действием особенностей древней культуры этих областей. На Востоке, люди приняли от древних греков склонности к теоретизации, поэтому при осмыслении христианского учения они стремились более детализировать и развить первоначальное учение, вследствие чего формулировались более сложные богословские доктрины. И из-за этого на Востоке то и дело возникали различные ереси, впоследствии принесшие много проблем отцам “единственно истиной” церкви.
На Западе же люди были более рациональны, поэтому в церковной жизни их интересовали более практические стороны, чем теоретические. Что приводило к различиям в жизни церкви на Западе и на Востоке. Поэтому возникавшие перед церковью проблемы решались по-разному.
Понятно, что эти различия складывались не на уровне Западной или Восточной церкви, а на уровне местных церквей, что связано с этническим составом населения и исторически сложившейся местной культурой. Каждая поместная Церковь в определенной мере усваивала традиции, обряды, способ мышления местного населения. Эти традиции не совпадали между собой у разных народов и в разных регионах, что привело к целому ряду обрядово-догматических несоответствий. Конечно, основные различия являлись лишь выражением политического противостояния церквей, но со временем они вошли в церковную жизнь, как неотделимые части.
В итоге, основными причинами разделения церквей становятся не религиозные противоречия, а церковно-политическая борьба и жажда полной власти, присущая как властителям мирским, так и властителям светским. На фоне этой борьбы и выражаются различия в мироощущении людей того времени.
Но все же, со временем, на первом плане оказывается именно религия и религиозные противоречия: к X веку исторически сложились и закрепились в обрядово-догматической жизни Западной и Восточной церквей следующие различия:
1.Различия в Символе веры: Западная Церковь начиная с VI века стала вводить в формулировку Символа веры добавление: «и от Сына» (филиокве), говоря об исхождении Святого Духа, к XI веку эта редакция Символа веры окончательно закрепилась на Западе.
2. Уже к середине II века возникла проблема даты празднования Пасхи. Различные даты празднования Пасхи - главного христианского праздника - на Востоке и Западе, и соответственно несовпадение церковного года препятствовали развитию нормальных отношений между церквами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.