Причины разделения церквей. Различия между Западной и Восточной церковью. Окончательное разделение церквей, страница 3

В то же время в Восточной церкви начинается борьба партий, начало которой было положено еще на VII Вселенском соборе, когда против патриарха Тарасия, выражавшего слишком либеральные взгляды, Студийский монастырь выдвигал резкие обвинения в заблуждении его управления. Руководство Студийского монастыря резко выступало против современной им политики Византийских императоров (в то время среди первых лиц государства наметилась явная склонность к иконоборчеству), при этом студийцы ставили в пример Запад, что было также крайне неприятно властям Константинопольской церкви и патриарху. Тем более, что папа оказывал студийцам всяческую поддержку. Казалось бы, что вот оно долгожданное сближение церквей. Также считал и папа римский, начавший подготовку к “принятию греческой церкви под всяческую опеку и защиту божественного пастыреначальника”. Возможно, что разделения церкви и не произошло, если бы не приход на Константинопольский престол в 847 году патриарха Игнатия, который, в начале своего пути, был монахом и существенно преуспел в богоугодной деятельности, но сильно сказывался недостаток образования, в котором он не видел никакого смысла. По его убеждению, истинный христианин должен блюсти заповеди Господни и постоянно молиться, а не вдаваться в толкование установленных истин.

Изначально он был настроен враждебно к западной церкви, считая, что она отошла от божественной истины и недостойна называться истиной. И вообще Игнатий был очень суров в своих решениях и часто несправедлив, чем вызывал недовольство широкой светской общественности.

Основным направлением его деятельности было укрепление монастырей, которые он полагал оплотом истинного христианства. При нем собирались внушительные обязательные пожертвования в пользу развития монастырского движения, что не могло не вызвать бурного протеста со стороны богатых граждан. Сам же Игнатий, будучи до принятия небогат, проявлял агрессию по отношению к знати.

Но Игнатий дошел до предела – во время правления императрицы Феодоры он публично обличал дядю наследника престола Михаила – Варду, и однажды даже не допустил до причастия. А когда Михаил, совершив переворот, стал императором Михаилом III, он захотел избавиться от своего сильнейшего конкурента – своей матери. Он обратился к Игнатию с требованием насильно постричь в монахини свою мать, Игнатий опять выразил свое противление властям и в грубой форме отказал юному императору. Император был разъярен и Варда, воспользовавшись этим, добился разрешения императора на смещение патриарха. И в 858 году Игнатию было объявлено, что он низложен, а на его место назначен Фотий, бывший до этого государственным секретарем и не имевший отношения к религиозному управлению. Но при этом Фотий, в отличие от Игнатия, был высоко образован, хотя и не имел такого числа приверженцев как Игнатий, но пользовавшийся большим уважением среди первых лиц государства. Фотий понимал, что у Игнатия огромное число приверженцев, особенно среди монашества, и потому обещал почитать его как своего отца. Однако надежды на мирный характер смены церковной власти не оправдались. Игнатий не принял предложения мирно уйти в монастырь, а начал возмущать население против не только Фотия, но и против императора. Воспользовавшись поддержкой своих многочисленных сторонников, он отлучил Фотия от церкви. На что Фотий собрал собор, предавший отлучению самого Игнатия.

В это время сторонники Фотия были притесняемы Вардой, не забывшим личной обиды, и который с подачи императора, осуждавшего революционную деятельность “какого-то безграмотного монаха”, предавал гонениям всех, поддерживающих Игнатия.