Причины разделения церквей. Различия между Западной и Восточной церковью. Окончательное разделение церквей, страница 5

Возможно, что в таких обстоятельствах могло начаться воссоединение начинавших разделятся частей, охваченных идеей сплочения единоверцев. Но этого не произошло, так как на путь воссоединения должны были встать сами руководители, а они, хотя и понимали взаимонеобходимость такого союза, были слишком честолюбивы, чтобы пойти на уступки друг другу.

Император Константин Мономах попытался заключить договор с папой о совместной защите Италии от норманнов, за что обещал Льву IX вернуть южно-италийские провинции, находящиеся под юрисдикцией Константинополя. Договор должен был быть заключен в тайне от патриарха Михаила, который больше всего не хотел отказываться от своих владений, но шпион патриарха при дворе императора раскрыл этот замысел. Тогда Михаил решил противопоставить себя власти императора. В 1053 году, по его приказу были закрыты все относящиеся к папе церкви и монастыри, а также, одним из приближенных патриарха – Львом Охридским, были написаны трактаты, обличающие римские обряды и самого папу римского. Тогда и припомнили все различия в догматах, о которых не вспоминали со времен Фотия. В ответ папа направил патриарху послание, где указывалось, что в Церкви должны царить мир и согласие: «Различие в обычаях, согласно с местом и временем, не вредит спасению, лишь бы мы были соединены верою и взаимной любовью, которая делает нас достойными перед Богом». Но также в этом письме папа перечел многочисленные пороки патриархов Константинополя, что было сочтено оскорблением. Причем в заключении письма он предлагал патриарху признать главенство Римской церкви. Он даже упрекает Михаила за принятие им титула “Патриарх Константинопольский и Вселенский”, который, по его мнению, предстоит носить только папе.

К удивлению современников, честолюбивый Керулларий согласился пойти на уступки, за исключением требования отказаться от титула “вселенского патриарха”. И этому было предано основное значение. Возможно, Керулларий искал причины показать папе свой характер, он шел на уступки, чтобы оправдаться перед императором – он делал все, за исключением такой малости. Но и папа римский счел это достаточным поводом, чтобы придраться к неуступчивости патриарха.

Как бы то ни было, конфликт разгорался. По поручению патриарха, монах Никита Стифат составляет новое обличение против Западной Церкви. На что в Риме было подготовлено опровержение – и в 1054 году в Константинополь прибывает кардинал Гумберт, саморучно составивший это опровержение. Сам Стифат публично признал свою неправоту и позволил Гумберту сжечь свою работу. Но патриарх продолжал искать повод противопоставить себя папским легатам. На соборе он определил места легатов за местами греческих архиереев, на что легаты, нашедшие это унижением, вышли из здания, покинув место проведения собора. А патриарх прекратил с ними все отношения.

Тогда император призвал к себе легатов и решил созвать собор и осудить патриарха, решив, что при таком поведении союза ему не дождаться. Но в это время умирает Лев IX, что выводит из равновесия легатов, и в Софийском соборе 15 июля 1054 года при огромном стечении народа легаты обратились к народу, обвиняя их патриарха в несговорчивости. После чего положили на престол алтаря буллу, в которой говорилось об отлучении патриарха и всех его сторонников. Однако население Константинополя поддержало патриарха; начались волнения, чуть не стоившие жизни римским послам и самому императору. Михаил Керулларий созвал Собор, и 20 июля 1054 года на нем была наложена анафема на всех, «кто трудился над изготовлением буллы», а сама булла сожжена.

Это событие и считается окончательным разделением церквей на католическую и православную. Но это явление принесло не только уменьшение потенциала церкви, и не только внесло сумятицу в ряды христиан, но и послужило начало развитию двух различных культур, каждая из которых по своему великолепна.

К сожалению это еще раз подчеркнуло, что даже считающаяся официальной церковь не всегда соблюдает правила, которые она призвана защищать, что негативно отразилось на авторитете церкви в дальнейшем.