Причины разделения церквей. Различия между Западной и Восточной церковью. Окончательное разделение церквей, страница 2

3.   На Западе в качестве общецерковного языка рано утвердился латинский язык, на Востоке же общецерковным языком продолжал оставаться греческий. «Разделение языков» вело к богословскому размежеванию.

4.   Противостояние Западной Церкви иконоборческой ереси косвенным образом привело к ее вмешательству в дела Восточной Церкви, что в свою очередь усилило напряженность в отношениях между ними.

5.   На Западе рано утвердился обычай совершать литургию на пресном хлебе (облатках), в то время как на Востоке она совершалась на квасном хлебе.

6.   На Востоке был разрешено вступление в брак белого духовенства, то есть священников, не принявших монашества. На Западе для всего духовенства был установлен обет безбрачия (целибат).

7.   Существовали и совсем незначительные расхождения, например, правильно ли на Западе соблюдают пост в субботу или можно ли брить бороды священникам: на Востоке духовенство обязано было носить бороду, на Западе же священники могли бриться. И тем не менее даже такие расхождения порой вызывали яростные споры и приводили к крупным конфликтам.

Все это привело к расхождению церквей еще в X веке, но все же этот раскол оставался лишь формальным.

Подготовительный период

Подготовительным периодом к действительному и окончательному разделению церквей можно считать вторую половину IX еще века, когда в 858 к власти в Риме пришел папа Николай I, считавший, что папы “обречены” на всемирное правление. Принимая сан он, первым из всех пап, венчался тиарой (трехъярусная корона), которая должна была подчеркнуть его права на вселенское правление.

Сразу после своего воцарения, папа Николай задался целью подчинить себе всю Европу, чего и добился, потому что Европа была так сильно раздроблена, что не могла противопоставить себя силе папы. Часто Николай ставил в пример Карла Великого и Пипина, утверждая, что только папа может даровать истинную власть императору. По мнению папы, как Бог господствует над миром, так и папа, его наместник, должен стоять во главе земных царств: все должны припадать к стопам римского архиепископа, как к престолу Божию. Ради этого Николай I, по словам летописца, «повелевал королям и тиранам и покорял их своей власти».

Во время правления Николая I сильно ущемлялись права национальных церквей, что тоже было поставлено одной из основных задач папского престола. Потому лишь, что самоволие епископов могло ослабить власть папы, он взял под свой полный контроль все дела назначения и посвящения в сан, карая ослушавшихся отлучениями. Историки описывают, что папа так боялся заговоров, что если кто-либо был снят с должности или назначен на должность без его ведома, то он немедленно возвращал все к исходному состоянию, при этом отлучая от церкви за самоуправство.

Стремясь как можно более упрочить свою власть, папа даже издал сборник документов, позволявших юридически обосновать власть папы (на деле же подтвердить его права на неограниченную власть). Причем большая часть документов была ложной, составленной в папской канцелярии до и при Николае I. Это подтверждается включением сюда “завещания Константина Великого” – документа о “Константиновом даре”, папских грамот времен Климента Римского. В своем значении документы провозглашали власть папы над всеми мирскими руководителями и давали право любому епископу обращаться непосредственно к папе.

Все эти документы ясно говорили о нравственном разложении руководства церкви, не гнушавшемся даже нарушениям библейских заповедей, что является серьезным проступком для людей, призванных их защищать. Но также это говорит и о слабости государств того времени: при всей очевидности нарушений, допускаемых папским двором, никто не оказал сколь-нибудь серьезного сопротивления. Но эти действия папы не могли не заронить в души верующих всего мира зерно сомнения в правильности римской церкви, что также дало толчок к массовому возникновению движений еретиков в дальнейшем.