История Русской Православной Церкви: Курс лекций (Слово о законе и благодати. Природные русские митрополиты)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекции по истории

Русской Православной Церкви

III курс Академии

Содержание:

1. Введение__________________________

2. Слово о законе и благодати__________

3. Летописец Нестор_________________

4. Лука Жидята______________________

5. Кирилл Туровский__________________

6. О следствиях Крещения Руси________

7. Древнейшие обитатели на территории Восточно-Европейской равнины_________________________________________

8. Сказание о посещении Руси апостолом Андреем      

8.1 О появлении сказания о посещении Руси апостолом Андреем       

8.2 Когда это летописное сказание появилось в обработанном виде и было включено в летопись_____________

9. Дальнейшее распространение христианства на Руси        

10. О крещении Аскольда и Дира______

10.1 Мнения историков относительно крещения киевских руссов при Аскольде и Дире______________________

10.2 Кто были руссы времен Аскольда и Дира       

10.3 Мнения историков относительно крещения киевских руссов при Аскольде и Дире (продолжение)________

11. Положение христиан в правление других киевских князей          

11.1 Олег________________________

11.2 Игорь_______________________

11.3 Княгиня Ольга______________

12. О крещении княгини Ольги________

1. Повторение_______________________

2. О Святославе______________________

3. Об обращении князя Владимира ко Христу   

4. Другие источники об обращении кн. Владимира      

5. "Повесть временных лет" о походе князя Владимира на Корсунь и его крещении и женитьбе____________________

6. О Крещении Руси__________________

1. Место крещения киевлян___________

2. Вопрос о первоначальности латинского обряда на Руси     

3. Церковное управление______________

4. Вопрос о канонической подчиненности Русской Церкви    

5. Природные русские митрополиты___

1.  Введение

В IX веке образовалось государство «Киевская Русь», значит, усиливаются связи с другими государствами, что стало благоприятным фактором для христианизации.

Болгария и Византия оказали главное влияние на процесс христианизации Руси. Большое значение имела деятельность равноапостольных братьев святых Кирилла и Мефодия.

Несомненно достоверные исторические факты распространения христианства на Руси:

·  наличие крещеных руссов во времена Аскольда и Дира (были ли это киевские руссы или азово-таврические, крестились ли сами князья Аскольд и Дир — неизвестно); в 60‑х годах IX века руссы, по свидетельству греческих источников, принимают епископов и принимают крещение;

·  наличие крещеной Руси при князе Игоре;

·  обращение и равноапостольная деятельность святой княгини Ольги после её крещения.

Эта постепенная христианизация завершается крещением Руси при святом князе Владимире. Результатом крещения Руси является появление новой Поместной Церкви, почему я и отметил, что, празднуя тысячелетие крещения Руси в 1988 году, наша Церковь могла отметить и тысячелетие своего исторического бытия. Христианство из частной и терпимой религии становится государственной.

Можно лишь указать на некоторые причины таинственного перерождения Владимира-язычника во Владимира-христианина. Близкие по времени князя Владимира русские писатели XI века: м. Илларион, монах Иаков, летописец Нестор, говоря об обращении князя Владимира к христианской вере, согласно указывают, прежде всего, на действие призывающей благодати Божией. Когда князь Владимир «землей своей управлял... пришло на него посещение Вышнего, призрело на него всемилостивое око всеблагого Бога, и воссиял в сердце его разум; он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое» (м. Илларион). И далее м. Илларион указывает на первый исторический момент в деле обращения князя Владимира, когда говорит: «особенно он всегда слышит о православной христолюбивой, сильной верой земле греческой, как чтут там Единого Бога в Троице и поклоняются Ему». Далее он говорит о знамениях и чудесах, которые творятся в земле греческой. Заканчивает м. Илларион: «слыша все сие, возгорелся он духом и возжелал сердцем быть христианином и обратить всю землю свою в христианство». Я думаю, что м. Илларион наиболее емко, точно, верно указал нам на процесс перерождения князя Владимира из язычника в христианина. Для князя Владимира понять превосходство христианства над язычеством и, в силу этого понимания, стать христианином было тем более легче, что он, по свидетельству м. Иллариона, обладал «добрым смыслом и острым умом», имел, к тому же, полную возможность познакомиться с христианской

Похожие материалы

Информация о работе