Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РАДИОАВТОМАТИКА
Методические указания
к выполнению лабораторного практикума
Для студентов 3-4 курсов факультета РЭФ специальности
210405 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»,
и направлений 210400 «Радиотехника», 210700
«Инфокоммуникационные технологии и системы связи»
Новосибирск
2012 г.
Данная работа включает материалы, способствующие успешному выполнению студентами лабораторных работ по дисциплине «Радиоавтоматика», в том числе порядок выполнения работ, краткие теоретические сведения из теории автоматического регулирования, требования к отчетам по лабораторным работам, перечень вопросов для самоконтроля перед получением зачета, а также список литературы.
Составил С.Е.Лявданский, канд. техн. наук, доцент.
Рецензировал С.В. Тырыкин, канд. техн. наук, доцент.
Работа подготовлена на кафедре радиоприемных и радиопередающих устройств НГТУ
Введение
Все лабораторные работы по радиоавтоматике выполняются в компьютерном классе кафедры РПиРПУ на математических моделях автоматических систем, занесённых в компьютеры. В течение семестра выполняются лабораторные работы по следующим темам:
1. Качество регулирования в статических и астатических системах в установившихся
и вынужденных режимах (4 часа);
2. Устойчивость линейных систем и коррекция (4 часа);
3. Исследование свойств нелинейных следящих систем (8 часов).
1. Описание лабораторных работ
Лабораторная работа №1 по курсу
«Радиоавтоматика».
Тема: Качество регулирования в статических и астатических системах в установившихся и вынужденных режимах.
Порядок выполнения работы:
1. Открыть с рабочего стола лабораторную работу №1 по радиоавтоматике. Компьютер начнет вычисления и выдачу информации на монитор по программе работы. Весь объем работы состоит в следующем: Открыть с рабочего стола лабораторную работу №1 по радиоавтоматике. Компьютер начнёт вычисления и выдачу информации на монитор по программе работы. Исследуются процессы, происходящие в трёх различных замкнутых системах при подаче на вход каждой из них поочерёдно трёх различных функций времени: постоянного воздействия:
линейно растущего воздействия:
квадратично растущего воздействия:
В качестве систем для исследования ошибки регулирования и выходной функции системы предлагаются:
- статическая система, состоящая из двух инерционных звеньев:
- астатическая система первого порядка, состоящая из одного интегрирующего и одного инерционного звеньев:
- астатическая система второго порядка, состоящая из двух интегрирующих и одного форсирующего звена:
Форсирующее звено (числитель данной передаточной функции) никакого отношения к порядку астатизма не имеет, и оно необходимо только для того, чтобы обеспечить устойчивость системы. Оно является корректирующим звеном, ибо без коррекции система с астатизмом второго порядка является структурно неустойчивой. Говорить же о качестве регулирования в неустойчивой системе просто бессмысленно, потому что система будет находиться в состоянии автоколебаний, а, следовательно, никакого регулирования там не будет.
2. Познакомиться с работой статической системы. Сначала полезно убедиться в устойчивости системы. Для этого компьютер выведет на монитор годографы Найквиста и Михайлова. Вопросы устойчивости систем в данной работе не обсуждаются, и при получении зачёта по данной работе отвечать на такие вопросы не нужно. Устойчивости автоматических систем отдельно посещается лабораторная работа №2. Убедившись в устойчивости системы, познакомиться с графиками входной функции и ошибки регулирования сначала от первого входного воздействия, потом точно так же от второго и от третьего. При исследовании каждой системы графиков для ошибки регулирования на монитор выводится два, для разных коэффициентов усиления системы.
3. Произвести исследование астатической системы первого порядка в такой же последовательности, как в п.2.
4. Аналогично исследовать астатическую систему второго порядка.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.