Выбирать посадки следует по учебному пособию [13]. Суть рекомендаций заключается в том, что соединение с валом или корпусом колец, вращающихся относительно нагрузки, должно осуществляться cнатягом, а посадки неподвижных относительно нагрузки колец – с зазором. В этих случаях натяг исключает проворачивание кольца и соответственно развальцовку посадочных поверхностей и контактную коррозию. Зазор же облегчает монтаж, регулировку зазоров в подшипниках, свободное перемещение при температурных деформациях валов и даёт возможность изменять положение зоны нагружения кольца при его нерегулярном проворачивании.
Предельные отклонения размеров подшипников регламентированы ГОСТ 520, в соответствии с которым для внутреннего кольца они направлены не в тело детали, как для основного отверстия, а в минус от номинального размера. Приемлемый натяг при этом обеспечивают формально переходной посадкой (рис. 31, а). Величину допуска определяют классом точности подшипника: L0, L6 и т.д. – для внутреннего диаметра подшипника; l0, l6 и т.д. – для наружного диаметра (lager– подшипник).
![]() |
Рис. 31, Поля допусков подшипников качения
Примеры обозначений подшипниковых посадок для класса точности 0 (нормальный) приведены на рис. 31, б. Предельные отклонения размеров L0 и l0 приведены в табл. 9.
Пример 12. Выбрать посадки внутреннего кольца подшипника 109 на вал и наружного в корпус цилиндрического двухступенчатого косозубого редуктора. Рассчитать минимальные зазоры и натяги.
Решение. Силы в зацеплении не меняют направления, поэтому нагружение внутреннего вращающегося кольца циркуляционное, наружного неподвижного кольца – местное. В учебном пособии [13] в этом случае для внутреннего кольца рекомендуют предельные отклонения js6, k6, т6, п6 (последняя для тяжёлого режима), для наружного — Js6, Js7, H7. Для лёгкого режима работы принято предельное отклонение размера вала k6; для отверстия корпуса - предельное отклонение H7. Предельные отклонения размеров внутреннего кольца (табл. 9):
Минимальный натяг Nmin = 2 мкм. Предельные отклонения размеров наружного кольца диаметром D = 75 мм [13]:
Минимальный зазор Smin = 0. Обозначение выбранных посадок на сборочном чертеже фиксированного вала приведено на рис. 32.
![]() |
Рис. 32. Подшипниковые посадки
Пример 13. Выбрать посадки подшипников 204 сателлитов планетарного редуктора. (Сделать рисунок 33 из компоновки)
Решение.В планетарном редукторе нагрузка вращается с внутренним кольцом, нагружение которого местное, а наружного - циркуляционное. Принято сопряжение внутреннего кольца с осью водила - L0/h6, наружного с ободом сателлита N7/l0 [13]. Размеры подшипников с предельными отклонениями (табл. 9):
(с минимальным зазором Smin = 0);
(с минимальным натягом Nmin = 8 мкм.
Пример 14. Выбрать посадки подшипников блока с неподвижной осью.
(Сделать рисунок 33: блок, подшипники, ось, часть пластин)
Решение. Вблоке при постоянной по направлению нагрузке при вращении наружного кольца нагружение внутреннего кольца на неподвижной оси - местное. наружного кольца – циркуляционное. Решение аналогично предыдущему: для внутреннего кольца сопряжение L0/h6, для наружного при нормальном режиме и переменной нагрузке N7/l0 [13].
Пример 15. Выбрать посадки подшипников 3514 дебалансного вала машины для уплотнения балласта.
Решение.На дебалансный вал действует, в основном, центробежная сила, вращающаяся вместе с внутренним кольцом, нагружение которого местное, наружного кольца - циркуляционное. Сопряжение внутреннего кольца с валом L0/js6, наружного с корпусом при тяжёлом режиме работы N7/l0 [13]. Размеры колец: d = 70 мм, D = 125 мм. Размеры подшипников [9] с предельными отклонениями (табл. 9):
(с минимальным натягом Nmin = 2 мкм);
(с минимальным зазором Smin = 12 мкм).
5.4. Посадки в шпоночных и шлицевых соединениях
В комбинированных шпоночно–прессовых соединениях прессовое соединение может быть основным и вспомогательным. Шпонки при основном прессовом соединении и посадках ступицы колеса на вал Н7/r6, H7/s6 или Н7/t6 рассчитывают на смятие при [sсм] = 150...200 МПа. При основном шпоночном соединении прессовую посадку Н7/р6 используют для частичной разгрузки шпонки и центровки деталей. Шпонки в этом случае рассчитывают при [sсм] = 80...120 МПа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.