Допуски и посадки, страница 6

Выбирать посадки следует по учебному пособию [13]. Суть рекомендаций заключается в том, что соединение с валом или корпусом колец, вращающихся относительно нагрузки, должно осуществляться cнатягом, а посадки неподвижных относительно нагрузки колец – с зазором. В этих случаях натяг исключает проворачивание кольца и соответственно развальцовку посадочных поверхностей и контактную коррозию. Зазор же облегчает монтаж, регулировку зазоров в подшипниках, свободное перемещение при температурных деформациях валов и даёт возможность изменять положение зоны нагружения кольца при его нерегулярном проворачивании.

Предельные отклонения размеров подшипников регламентированы ГОСТ 520, в соответствии с которым для внутреннего кольца они направлены не в тело детали, как для основного отверстия, а в минус от номинального размера. Приемлемый натяг при этом обеспечивают формально переходной посадкой (рис. 31, а). Величину допуска определяют классом точности подшипника: L0, L6 и т.д. – для внутреннего диаметра подшипника; l0, l6 и т.д. – для наружного диаметра (lager– подшипник).

 


Рис. 31, Поля допусков подшипников качения

Примеры обозначений подшипниковых посадок для класса точности 0 (нормальный) приведены на рис. 31, б. Предельные отклонения размеров L0 и l0 приведены в табл. 9.

Пример 12. Выбрать посадки внутреннего кольца подшипника 109 на вал и наружного в корпус цилиндрического двухступенчатого косозубого редуктора. Рассчитать минимальные зазоры и натяги.

Решение. Силы в зацеплении не меняют направления, поэтому нагружение внутреннего вращающегося кольца циркуляционное, наружного неподвижного кольца – местное. В учебном пособии [13] в этом случае для внутреннего кольца рекомендуют предельные отклонения js6, k6, т6, п6 (последняя для тяжёлого режима), для наружного — Js6, Js7, H7. Для лёгкого режима работы принято предельное отклонение размера вала k6; для отверстия корпуса - предельное отклонение H7. Предельные отклонения размеров внутреннего кольца (табл. 9):

Минимальный натяг Nmin = 2 мкм. Предельные отклонения размеров наружного кольца диаметром D = 75 мм [13]:

Минимальный зазор Smin = 0. Обозначение выбранных посадок на сборочном чертеже фиксированного вала приведено на рис. 32.

 


Рис. 32. Подшипниковые посадки

Пример 13. Выбрать посадки подшипников 204 сателлитов планетарного редуктора. (Сделать рисунок 33 из компоновки)

Решение.В планетарном редукторе нагрузка вращается с внутренним кольцом, нагружение которого местное, а наружного - циркуляционное. Принято сопряжение внутреннего кольца с осью водила - L0/h6, наружного с ободом сателлита N7/l0 [13]. Размеры подшипников с предельными отклонениями (табл. 9):

 (с минимальным зазором Smin = 0);

 (с минимальным натягом Nmin = 8 мкм.

Пример 14. Выбрать посадки подшипников блока с неподвижной осью.

(Сделать рисунок 33: блок, подшипники, ось, часть пластин)

Решение. Вблоке при постоянной по направлению нагрузке при вращении наружного кольца нагружение внутреннего кольца на неподвижной оси  - местное. наружного кольца – циркуляционное. Решение аналогично предыдущему: для внутреннего кольца сопряжение L0/h6, для наружного при нормальном режиме и переменной нагрузке N7/l0 [13].

Пример 15. Выбрать посадки подшипников 3514 дебалансного вала машины для уплотнения балласта.

Решение.На дебалансный вал действует, в основном, центробежная сила, вращающаяся вместе с внутренним кольцом, нагружение которого местное, наружного кольца - циркуляционное. Сопряжение внутреннего кольца с валом L0/js6, наружного с корпусом при тяжёлом режиме работы N7/l0 [13]. Размеры колец: d = 70 мм, D = 125 мм. Размеры подшипников [9] с предельными отклонениями (табл. 9):

 (с минимальным натягом Nmin = 2 мкм);

 (с минимальным зазором Smin = 12 мкм).

5.4. Посадки в шпоночных и шлицевых соединениях

В комбинированных шпоночно–прессовых соединениях прессовое соединение может быть основным и вспомогательным. Шпонки при основном прессовом соединении и посадках ступицы колеса на вал Н7/r6, H7/s6 или Н7/t6 рассчитывают на смятие при [sсм] = 150...200 МПа. При основном шпоночном соединении прессовую посадку Н7/р6 используют для частичной разгрузки шпонки и центровки деталей. Шпонки в этом случае рассчитывают при [sсм] = 80...120 МПа.