1 АНАЛИЗ НОМИНАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ
Таблица 1.1 – Анализ номинальных размеров
№ п/п |
Анализируемый размер |
Расчетный размер |
Округленный размер |
Примечание |
||||
значение, мм |
ряд |
значение, мм |
ряд |
|||||
1 |
Диаметр вала под внутренне кольцо подшипника №208 |
40 |
R5 |
40 |
- |
Размеры подшипников качения нормируются стандартом ГОСТ 8338-75 |
||
2 |
Диаметр отверстия в корпусе под наружное кольцо подшипника №205 |
80 |
R10 |
80 |
- |
- |
||
3 |
Диаметр вала, сопряженный с зубчатым колесом |
56 |
R20 |
63 |
R5 |
- |
||
4 |
Наружный диаметр распорной втулки |
40 |
R5 |
40 |
- |
- |
||
5 |
Диаметр вала, сопряженный с зубчатым колесом |
19 |
- |
18 |
R20 |
Исходя из конструктивных соображений ограничимся данным размером |
||
6 |
Диаметр отверстия в корпусе под втулку вилки |
18 |
R20 |
20 |
R10 |
- |
||
7 |
Диаметр отверстия в корпусе под масло-сливную пробку |
17 |
- |
15 |
R5 |
- |
||
8 |
Диаметр отверстия в корпусе под внутреннее кольцо мазеудерживающего кольца |
19 |
- |
20 |
R10 |
- |
||
9 |
Наружный диаметр распорной втулки |
47 |
- |
46 |
R40 |
- |
||
10 |
Межосевое расстояние 112 |
315 |
??? |
315 |
- |
Размер задан вариантом задания |
||
2 ВЫБОР ПЕРЕХОДНОЙ ПОСАДКИ ДЛЯ ГЛАДКОГО ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ
Дано соединение вала и зубчатого колеса номинальным размером 63. Радиальное биение и коэффициент запаса точности равны: , .
2.1 Подберем по СТ СЭВ 144-75 переходную посадку, у которой: . Ближайшей посадкой является в которой .
2.2 Построим схему расположения полей допусков (рисунок 1) и определим координаты середины полей допусков:
(2.1)
(2.2)
Сочетание отверстия и вала с серединными отклонениями дает самое вероятное в данной посадке сопряжение с зазором .
2.3 Построим кривую Гаусса, графически выражающую закон нормального распределения зазоров-натягов (рисунок 2). На этой кривой центр группирования соответствует зазору. На расстоянии х=10 мкм от центра группирования расположена ордината, соответствующая нулевому зазору.
Вся площадь под кривой на рис.2.2 соответствует общему числу сопряжений данной посадки, т.е. вероятность равна 100%. Вероятность появления сопряжений с зазором соответствует заштрихованной площади, а с натягом – незаштрихованной.
2.4 Определим среднеквадратическое отклонение - данной посадки:
где TD = 30 мкм, Td = 46 мкм.
2.5 Рассчитаем зону рассеяния зазоров-натягов R и максимальную ординату при х = 0:
в пределах которой располагается приблизительно 100% сопряжений данной посадки.
2.6 Относительное отклонение z будет равно:
, где х = 15 – действительное отклонение ординаты с нулевым зазором от центра группирования.
2.7 Вероятное количество сопряжений с зазором получим из выражения:
, где 0,5 (50%) – половина площади под кривой; - функция от z, соответствующая площади, ограниченной участком кривой между центром группирования и ординатой с нулевым зазором.
Значение функции определим по табл.1.1 [2, т.1, с.12]
Таким образом, для посадки вероятное количество сопряжений с зазором:
, т.е. приблизительно 86,4%.
2.8 Вероятное количество сопряжений с натягом:
, приблизительно 13,6%.
Рисунок 1 – Схема расположения полей допусков переходной посадки
Рисунок 2 – Кривая расположения зазоров-натягов для переходной посадки
3 ВЫБОР ПОСАДКИ С НАТЯГОМ ДЛЯ ГЛАДКИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Дано соединение вала и втулки с номинальными размерами 40. Максимальный функциональный натяг ; минимальный функциональный натяг ; коэффициенты запаса прочности и запаса на эксплуатацию соответственно следующие: ; .
3.1 По СТ СЭВ 144-75 выберем посадку, у которой значения близки к заданным.
Ближайшей посадкой является , у которой ; .
3.2 Построим схему расположения полей допусков (рисунок 3). На схеме вертикальной штриховкой обозначим запас прочности , горизонтальной штриховкой – запас на эксплуатацию . Запас прочности и запас на эксплуатацию условно отнесем к одной детали – к валу.
Рисунок 3 – Схема расположения полей допусков посадки
с натягом
4 ВЫБОР ПОСАДКИ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ
Для подшипника 208 (40х80х18) при спокойной нагрузке и радиальной реакции R = 12 кН выберем посадку наружного и внутреннего колец.
4.1 При спокойной нагрузке посадку внутреннего кольца выберем по интенсивности радиальной нагрузки на опору: , где R = 12000Н – радиальная нагрузка на опору, B = 18мм – ширина подшипника.
По табл.4.92 [2, т.2, с. 287] подберем посадку:
по внутреннему кольцу: k6
по диаметру наружного кольца: H7
4.2 Числовые значения предельных отклонений на кольца подшипника, на вал и отверстие в корпусе найдем по таблицам СТ СЭВ 774 и СТ СЭВ 144-75 [5, с. 61-80]:
; , здесь l4 и L4 обозначения поля допуска наружного и внутреннего колец соответственно с 6м классом точности подшипника.
4.3 Построим схемы расположения полей допусков на посадки подшипника качения (рисунок 4).
Рисунок 4 – Схемы расположения полей допусков на сопряжение подшипника качения
4.4 Проверим наличие радиального посадочного зазора подшипника при наибольшем натяге посадки внутреннего кольца на вал. Величина посадочного радиального зазора S определяется из уравнения:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.