Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Стандартизация и управление качеством»
Расчетно-графические задания
Вариант №13
Выполнил: студент гр. НТ 84-1 И.В. Орешкин
Проверил: А.А. Химиченко
Красноярск 2006
Содержание
1. Анализ номинальных размеров 4
2. Выбор посадок гладких цилиндрических соединений 4
2.1 Выбор и расчет переходной посадки 4
2.2 Выбор посадки с натягом для гладких цилиндрических соединений 5
3. Расчет и выбор посадок подшипника качения 7
4. Расчет параметров шпоночного соединения 11
5. Расчет параметров шлицевого соединения 12
6. Расчет резьбового соединения 13
Исходные данные
Схема узла |
Рис. 2 |
Номер детали из схемы |
5 |
Внутренний диаметр подшипника 3, мм |
60 |
Радиальное биение переходной посадки, мкм |
30 |
Максимальный функциональный натяг посадки с натягом, мкм |
75 |
Минимальный функциональный натяг посадки с натягом, мкм |
10 |
Радиальная нагрузка подшипника качения, кН |
40 |
Характер шпоночного соединения |
свободное |
Характер шлицевого соединения |
подвижное |
Точность центрирования шлицевого соединения |
невысокая |
Класс точности подшипника качения |
6 |
Коэффициент запаса точности переходной посадки |
2,5 |
Коэффициент запаса прочности посадки с натягом |
0,8 |
Коэффициент запаса на эксплуатацию посадки с натягом |
1,6 |
Нагрузка на шлицевое соединение |
ударная |
Серия и модуль шлицевого соединения |
Легкая 0,8 |
1. Анализ номинальных размеров
Для вала нужно выполнить анализ диаметральных размеров гладких цилиндрических сопряжений.
Размеры сопряжений выберем из рис. вала и запишем в таблицу 1.
Таблица 1 – Анализ номинальных размеров.
№ п/п |
Анализируемый размер |
Расчетный размер |
Округленный размер |
||
Значение, мм |
ряд |
Значение, мм |
ряд |
||
1 |
Диаметр вала под внутреннее кольцо подшипника № 212 |
60 |
R40 |
60 |
- |
2 |
Наружный диаметр вала под шлицевое соединение |
52 |
- |
53 |
R40 |
3 |
Диаметр вала, сопряженный с зубчатым колесом |
76 |
- |
80 |
R5 |
4 |
Внутренний диаметр вала под наружное кольцо подшипника |
56 |
R20 |
2. Выбор посадок гладких цилиндрических соединений
2.1 Выбор и расчет переходной посадки
Дано соединение крышки (№21) с корпусом (№20) с номинальным размером диаметра 110. Радиальное биение и коэффициент запаса точности соответственно равны: F=30 мкм; K=2,5.
1. Подберем по СТ СЭВ 144 – 75 переходную посадку, у которой S= F/ K=30/2,5=12 мкм. Ближайшей посадкой является 110 , в которой S=12 мкм.
2. Построим схему расположения полей допусков (рис. 1) и определим координаты середины полей допусков, максимальные и минимальные натяги (N) и зазоры (S) и T.
Es=35 мкм; es=45 мкм; Ei=0 мкм; ei=23 мкм.
S=Es-ei=35-23=12 мкм; S=Ei-es=0-45=-45 мкм; N=es-Ei=45-0=45 мкм; N=ei-Es=23-35=-12 мкм; T= S- S= N- N= S+ N=12+45=57 мкм.
2.2 Выбор посадки с натягом для гладких цилиндрических соединений
Дано соединение зубчатого колеса (№19) и вала (№5) с номинальными размерами 80. Максимальный функциональный натяг NF=75 мкм, минимальный функциональный натяг NF=10 мкм, коэффициент запаса прочности и запаса на эксплуатацию соответственно следующие: , .
1.Подсчитаем значения максимального и минимального натягов: мкм; мкм;
2. По СТ СЭВ 144-75 выберем посадку, у которой значения натягов близки к подсчитанным.
Ближайшей посадкой является 80 H6/p5, для которой мкм; мкм.
3. Построим схему расположения полей допусков (рис.1) На схеме вертикальной штриховкой обозначим запас прочности N=52-46,875=5,125 мкм, горизонтальной штриховкой – запас на эксплуатацию N=15-12,5=2,5 мкм. Запас прочности и запас на эксплуатацию условно отнесем к одной детали – к валу.
3. Расчет и выбор посадок подшипника качения
Для подшипника (№3) 212 (60*110*22), r=2,5 мм при умеренной нагрузке с вибрациями радиальной реакцией на опору R=40 кН выбрать посадку наружного и внутреннего кольца.
1. При циркулярной умеренной нагрузке с вибрациями посадку внутреннего и наружного кольца выберем по интенсивности радиальной нагрузки на опору :
Согласно таблице “Допускаемые интенсивности нагрузок на посадочных поверхностях валов и корпусов” заданным условиям соответствует: а) поле допуска вала - 60n6 и посадка имеет вид 60, где L6 – обозначения поля допуска внутреннего кольца подшипника с шестым классом точности, б) поле допуска для корпуса - 110P7 и посадка имеет вид 110, где l6 – обозначение поля допуска наружного кольца подшипника с шестым классом точности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.