Расчет и выбор посадок подшипника качения. Расчет параметров шпоночного соединения, страница 2

2. Числовые значения предельных отклонений на кольца подшипника, на вал и отверстие в корпусе найдем по таблицам СТ СЭВ 774-77 и СТ СЭВ 144-75:

   

3. Построим схему расположения полей допусков на посадки подшипника качения (рис.2)

Рис. 1. Схема расположения полей допусков на сопряжение подшипника качения.

4. Проверим наличие радиального посадочного зазора подшипника при наибольшем натяге посадки внутреннего кольца на вал. Величина посадочного радиального зазора S определяется из уравнения:

где  - средний начальный радиальный зазор в подшипнике;  - наибольшая диаметральная деформация беговой дорожки кольца подшипника после соединения с валом;

где  - наибольший и наименьший допустимые радиальные зазоры в подшипнике качения.

Наибольшую диаметральную деформацию беговой дорожки определим из выражения:

Т.к. S<0, следовательно, выбираем подшипник средней серии 312 (60*130*31), r=3,5 мм.

1.

Согласно таблице “Допускаемые интенсивности нагрузок на посадочных поверхностях валов и корпусов” заданным условиям соответствует: а) поле допуска вала - 60n6 и посадка имеет вид 60, где L6 – обозначения поля допуска внутреннего кольца подшипника с шестым классом точности, б) поле допуска для корпуса -  130P7 и посадка имеет вид 130, где l6 – обозначение поля допуска наружного кольца подшипника с шестым классом точности.

2. Числовые значения предельных отклонений на кольца подшипника, на вал и отверстие в корпусе найдем по таблицам СТ СЭВ 774-77 и СТ СЭВ 144-75:

   

3. Построим схему расположения полей допусков на посадки подшипника качения (рис.2)

Рис. 2. Схема расположения полей допусков на сопряжение подшипника качения.

4.

Т.к. S<0, следовательно, выбираем подшипник тяжелой серии 412 (60*150*35), г=3,5 мм.

1.

Согласно таблице “Допускаемые интенсивности нагрузок на посадочных поверхностях валов и корпусов” заданным условиям соответствует: а) поле допуска вала - 60m6 и посадка имеет вид 60, где L6 – обозначения поля допуска внутреннего кольца подшипника с шестым классом точности, б) поле допуска для корпуса -  150P7 и посадка имеет вид 150, где l6 – обозначение поля допуска наружного кольца подшипника с шестым классом точности.

2. Числовые значения предельных отклонений на кольца подшипника, на вал и отверстие в корпусе найдем по таблицам СТ СЭВ 774-77 и СТ СЭВ 144-75:

   

3. Построим схему расположения полей допусков на посадки подшипника качения (рис.3)

Рис. 3. Схема расположения полей допусков на сопряжение подшипника качения.

4.

S>0, следовательно, нам подходит этот подшипник.

4. Расчет параметров шпоночного соединения

Для соединения вала (№4) со втулкой с номинальным диаметром  30 мм используем призматическую шпонку. Необходимо выбрать ширину и длину шпонки, определить допуски и предельные отклонения основных элементов, дать схему расположения полей допусков на ширину шпонки при “свободном” характере соединения.

1. По конструктивным соображениям выберем исполнение шпонки С и длину шпонки l=26 мм.

2. Номинальные значения элементов шпоночного соединения определим по ГОСТ 233360-78.

Для d=30 мм значения параметров следующие: b=8 мм, h=7 мм, t=4 мм, t=3,3 мм.

3. Найдем отклонения и допуски на размеры шпоночного соединения.

В соответствии с рекомендациями ГОСТ 26360-78 при “свободном” характере соединения запишем условные обозначения элементов шпоночного соединения. Ширина шпонки – 8h9; высота шпонки – 7h11; длина шпонки  - 26h14; ширина паза вала – 8H9; глубина паза вала – 4H14; длина паза вала – 26H15; ширина паза втулки – 8D10; глубина паза втулки – 3,3H14. 

4. Построим схему расположения полей допусков на сопряжение шпонки с пазом вала и пазом втулки.

5. Расчет параметров шлицевого соединения

Дано подвижное прямобочное шлицевое соединение, легкой серии, с невысокой точность центрирования, с номинальным размером D=53, при ударной нагрузке. Выбрать поверхность центрирования, определить допуски и предельные размеры основных параметров, дать схему расположения допусков по центрирующему элементу.

1. По ГОСТ 1139-80 подберем размеры основных параметров:

.

2. Для подвижного шлицевого соединения с невысокой точностью центрирования характерным является центрирование по наружному диаметру.

3. Определим допуски основных размеров:

.

4. Расположение полей допусков относительно центрирующего элемента:

6. Расчет резьбового соединения

Дано соединение болта с гайкой M , класс точности точный. Необходимо определить предельные размеры резьбового соединения и дать схему расположения полей допусков по среднему диаметру.

1. Определим длину свинчивания:

Нам соответствует длина свинчивания-L.

2. Определим поля допусков для наружной резьбы (болта) и внутренней резьбы (гайки) по ГОСТ 16093-81: соответственно 5h4h и 6H. Тогда обозначение резьбы будет иметь вид:

.

3. По ГОСТ 9150-81 определим номинальные значения диаметров: , , .

4. По ГОСТ 16093-81 выпишем предельные отклонения на диаметр резьбы, мм:           Болт верхнее отклонение:

нижнее отклонение:  

Гайка верхнее отклонение: нижнее отклонение:

5. Подсчитаем предельные значения диаметров болта и гайки, мм: Болт:

    -не нормируется;

  

         Гайка:

   

 

-не нормируется;

Начертим схемы расположения полей допусков болта и гайки: