, где - средний начальный радиальный зазор в подшипнике; - наибольшая диаметральная деформация беговой дорожки кольца подшипника после соединения с валом;
, где ; - наибольший и наименьший допустимые радиальные зазоры в подшипнике качения.
Наибольшую диаметральную деформацию беговой дорожки определим из выражения:
, где - максимальный натяг, мкм; и - диаметры внутреннего и наружного колец подшипника качения, мм.
Расчет показывает что после соединения внутреннего кольца подшипника качения с валом посадочный зазор в подшипнике качения будет равен: S = 20,5 – 16,32 = 4,18 мкм.
Зазор обеспечивает свободное вращение подшипника.
5 РАСЧЕТ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ
Для неподвижного соединения вала с зубчатым колесом при переходной посадке с номинальным диаметром 63 мм используют призматическую шпонку. Необходимо выбрать ширину и длину шпонки, определить допуски и предельные основных элементов, дать схему расположения полей допусков на ширину шпонки при “нормальном” характере шпоночного соединения.
5.1 По конструктивным соображениям выберем исполнение шпонки А и длину шпонки l = 63 мм.
5.2 Номинальные значения элементов шпоночного соединения определим из СТ СЭВ 189-75 [2, с.773].
Для d = 63 мм значения параметров следующие: b = 18 мм, h = 11 мм, мм, мм, , , r = 0,4 мм.
5.3 Найдем отклонения и допуски на размеры шпоночного соединения.
В соответствии с рекомендациями СТ СЭВ 57-73 [2, с.44-113] при “нормальном” характере соединения запишем условные обозначения элементов шпоночного соединения (рисунок 5)
Ширина шпонки – 18h9
Высота шпонки – 11h11
Длина шпонки – 63h14
Ширина паза вала – 18P9
Глубина паза вала – 7H14
Длина паза вала – 63H15
Ширина паза во втулке –18Js9
Глубина паза втулки – 4,4H14
Конструктивные размеры для паза вала – 56H14
Конструктивные размеры для паза втулки – 67,4H14
5.4 Построим схему расположения полей допусков на сопряжение шпонки с пазом вала и пазом втулки (рис. 5.2)
Рисунок 5 – Поперечное сечение шпоночного соединения
Рисунок 5 – Схема расположения полей допусков шпоночного соединения
6 РАСЧЕТ ШЛИЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ
Для подвижного эвольвентного шлицевого соединения с номинальными размерами Dxm (80x3) при ударной нагрузке выбрать поверхность центрирования, определить допуски и предельные размеры основных параметров, дать схему расположения полей допусков по центрирующему элементу.
6.1 Согласно СТ СЭВ 269-76 [2, с.791] по модулю и диаметру выберем число зубьев Z = 25.
6.2 Для подвижного шлицевого сопряжения при ударной нагрузке наиболее характерным является центрирование по боковой стороне.
6.3 По таблице [2, с.738-789] определим основные параметры сопряжения: диаметр делительной окружности ;
номинальную делительную окружную толщину зуба вала (ширина впадины втулки - e)
, где α=30о,
xm – смещение исходного контура,
xm=0,85мм,
s=e=5,69мм.
номинальный диаметр окружности впадин втулки
;
номинальный диаметр окружности вершин зубьев втулки
;
номинальный диаметр окружности вершин впадин вала
;
номинальный диаметр окружности вершин выступов вала
;
радиальный зазор
.
6.4 Согласно рекомендациям СТ СЭВ 259-76 [2, c.794] для подвижного соединения выберем поля допусков для ширины впадины втулки – 9H и толщины зуба – 9g.
6.5 Запишем условное обозначение сопряжения:
- соединение: ;
- вал:
- отверстие:
Допуски и посадки нецентрирующих элементов по СТ СЭВ 259-76:
диаметр окружности впадин втулки – 80H16
диаметр окружности вершин зубьев втулки – 74H11
диаметр окружности впадин вала – 73,4h16
диаметр окружности вершин выступов вала – 79,4h12
6.6 Найдем предельные отклонения центрирующих элементов шлицевого соединения. СТ СЭВ 259-76 [2, с.798] при центрировании по боковой стороне рекомендует верхнее, нижнее и суммарное отклонения (мкм):
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.