Выбор переходной посадки для гладкого цилиндрического соединения. Расчет исполнительных размеров калибров, страница 2

, где - средний начальный радиальный зазор в подшипнике; - наибольшая диаметральная деформация беговой дорожки кольца подшипника после соединения с валом;

, где ;  - наибольший и наименьший допустимые радиальные зазоры в подшипнике качения.

Наибольшую диаметральную деформацию беговой дорожки определим из выражения:

, где - максимальный натяг, мкм;  и - диаметры внутреннего и наружного колец подшипника качения, мм.

Расчет показывает что после соединения внутреннего кольца подшипника качения с валом посадочный зазор в подшипнике качения будет равен: S = 20,5 – 16,32 = 4,18 мкм.

Зазор обеспечивает свободное вращение подшипника.

5 РАСЧЕТ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ

Для неподвижного соединения вала с зубчатым колесом при переходной посадке с номинальным диаметром 63 мм используют призматическую шпонку. Необходимо выбрать ширину и длину шпонки, определить допуски и предельные основных элементов, дать схему расположения полей допусков на ширину шпонки при “нормальном” характере шпоночного соединения.

5.1 По конструктивным соображениям выберем исполнение шпонки А и длину шпонки l = 63 мм.

5.2 Номинальные значения элементов шпоночного соединения определим из СТ СЭВ 189-75 [2, с.773].

Для  d = 63 мм значения параметров следующие: b = 18 мм, h = 11 мм, мм, мм, , , r = 0,4 мм.

5.3 Найдем отклонения и допуски на размеры шпоночного соединения.

В соответствии с рекомендациями СТ СЭВ 57-73 [2, с.44-113] при “нормальном” характере соединения запишем условные обозначения элементов шпоночного соединения (рисунок 5)

Ширина шпонки – 18h9

Высота шпонки – 11h11

Длина шпонки – 63h14

Ширина паза вала – 18P9

Глубина паза вала – 7H14

Длина паза вала – 63H15

Ширина паза во втулке –18Js9

Глубина паза втулки – 4,4H14

Конструктивные размеры для паза вала – 56H14

Конструктивные размеры для паза втулки – 67,4H14

5.4 Построим схему расположения полей допусков на сопряжение шпонки с пазом вала и пазом втулки (рис. 5.2)

Рисунок 5 – Поперечное сечение шпоночного соединения

Рисунок 5 – Схема расположения полей допусков шпоночного соединения

6 РАСЧЕТ ШЛИЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ

Для подвижного эвольвентного шлицевого соединения с номинальными размерами Dxm (80x3) при ударной нагрузке выбрать поверхность центрирования, определить допуски и предельные размеры основных параметров, дать схему расположения полей допусков по центрирующему элементу.

6.1 Согласно СТ СЭВ 269-76 [2, с.791] по модулю и диаметру выберем число зубьев Z = 25.

6.2 Для подвижного шлицевого сопряжения при ударной нагрузке наиболее характерным является центрирование по боковой стороне.

6.3 По таблице [2, с.738-789] определим основные параметры сопряжения: диаметр делительной окружности ;

номинальную делительную окружную толщину зуба вала (ширина впадины втулки - e)

, где     α=30о,

xm – смещение исходного контура,

xm=0,85мм,

s=e=5,69мм.

номинальный диаметр окружности впадин втулки

;

номинальный диаметр окружности вершин зубьев втулки

;

номинальный диаметр окружности вершин впадин вала

;

номинальный диаметр окружности вершин выступов вала

;

радиальный зазор

.

6.4 Согласно рекомендациям СТ СЭВ 259-76 [2, c.794] для подвижного соединения выберем поля допусков для ширины впадины втулки – 9H и толщины зуба – 9g.

6.5 Запишем условное обозначение сопряжения:

- соединение:  ;

- вал:  

- отверстие:    

Допуски и посадки нецентрирующих элементов по СТ СЭВ 259-76:

диаметр окружности впадин втулки – 80H16

диаметр окружности вершин зубьев втулки – 74H11

диаметр окружности впадин вала – 73,4h16

диаметр окружности вершин выступов вала – 79,4h12

6.6 Найдем предельные отклонения центрирующих элементов шлицевого соединения. СТ СЭВ 259-76 [2, с.798] при центрировании по боковой стороне рекомендует верхнее, нижнее и суммарное отклонения (мкм):