, где
-
средний начальный радиальный зазор в подшипнике;
-
наибольшая диаметральная деформация беговой дорожки кольца подшипника после
соединения с валом;
, где
;
- наибольший и наименьший допустимые радиальные
зазоры в подшипнике качения.
Наибольшую диаметральную деформацию беговой дорожки определим из выражения:
, где
-
максимальный натяг, мкм;
и
- диаметры внутреннего и наружного колец
подшипника качения, мм.
Расчет показывает что после соединения внутреннего кольца подшипника качения с валом посадочный зазор в подшипнике качения будет равен: S = 20,5 – 16,32 = 4,18 мкм.
Зазор обеспечивает свободное вращение подшипника.
5 РАСЧЕТ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ
Для неподвижного
соединения вала с зубчатым колесом при переходной посадке с номинальным
диаметром
63 мм используют
призматическую шпонку. Необходимо выбрать ширину и длину шпонки, определить
допуски и предельные основных элементов, дать схему расположения полей допусков
на ширину шпонки при “нормальном” характере шпоночного соединения.
5.1 По конструктивным соображениям выберем исполнение шпонки А и длину шпонки l = 63 мм.
5.2 Номинальные значения элементов шпоночного соединения определим из СТ СЭВ 189-75 [2, с.773].
Для d = 63 мм значения параметров следующие: b = 18 мм, h = 11 мм,
мм,
мм,
,
, r = 0,4 мм.
5.3 Найдем отклонения и допуски на размеры шпоночного соединения.
В соответствии с рекомендациями СТ СЭВ 57-73 [2, с.44-113] при “нормальном” характере соединения запишем условные обозначения элементов шпоночного соединения (рисунок 5)
Ширина шпонки – 18h9![]()
Высота шпонки – 11h11![]()
Длина шпонки – 63h14![]()
Ширина паза вала – 18P9![]()
Глубина паза вала – 7H14![]()
Длина паза вала – 63H15![]()
Ширина паза во втулке –
18Js9 ![]()
Глубина паза втулки – 4,4H14![]()
Конструктивные размеры для
паза вала – 56H14![]()
Конструктивные размеры для
паза втулки – 67,4H14![]()
5.4 Построим схему расположения полей допусков на сопряжение шпонки с пазом вала и пазом втулки (рис. 5.2)

Рисунок 5 – Поперечное сечение шпоночного соединения

Рисунок 5 – Схема расположения полей допусков шпоночного соединения
6 РАСЧЕТ ШЛИЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ
Для подвижного эвольвентного шлицевого соединения с номинальными размерами Dxm (80x3) при ударной нагрузке выбрать поверхность центрирования, определить допуски и предельные размеры основных параметров, дать схему расположения полей допусков по центрирующему элементу.
6.1 Согласно СТ СЭВ 269-76 [2, с.791] по модулю и диаметру выберем число зубьев Z = 25.
6.2 Для подвижного шлицевого сопряжения при ударной нагрузке наиболее характерным является центрирование по боковой стороне.
6.3 По таблице [2, с.738-789] определим основные параметры
сопряжения: диаметр делительной окружности
;
номинальную делительную окружную толщину зуба вала (ширина впадины втулки - e)
, где α=30о,
xm – смещение исходного контура,

xm=0,85мм,
s=e=5,69мм.
номинальный диаметр окружности впадин втулки
;
номинальный диаметр окружности вершин зубьев втулки
;
номинальный диаметр окружности вершин впадин вала
;
номинальный диаметр окружности вершин выступов вала
;
радиальный зазор
.
6.4 Согласно рекомендациям СТ СЭВ 259-76 [2, c.794] для подвижного соединения выберем поля допусков для ширины впадины втулки – 9H и толщины зуба – 9g.
6.5 Запишем условное обозначение сопряжения:
- соединение:
;
- вал:
![]()
- отверстие:
![]()
Допуски и посадки нецентрирующих элементов по СТ СЭВ 259-76:
диаметр окружности впадин втулки –
80H16
диаметр окружности вершин зубьев втулки –
74H11
диаметр окружности впадин вала –
73,4h16
диаметр
окружности вершин выступов вала –
79,4h12
6.6 Найдем предельные отклонения центрирующих элементов шлицевого соединения. СТ СЭВ 259-76 [2, с.798] при центрировании по боковой стороне рекомендует верхнее, нижнее и суммарное отклонения (мкм):
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.