Топливной экономичностью (ТЭ) называют совокупность свойств, определяющих расход топлива при выполнении АТС транспортной работы в различных условиях эксплуатации. ТЭ существенно зависит от таких показателей двигателя, как часовой расход Qtи удельный эффективный расход qc топлива. Основным измерителем ТЭ является путевой расход топлива Qs, т.е. расход в литрах на 100 км пройденного пути.
3.1. Расчет и анализ топливной характеристики
Топливную характеристику (ТХ), т.е. зависимость расхода топлива от скорости движения в заданных условиях, получают различными методами. Одной из основных характеристик топливной экономичности транспортных средств является ТХ установившегося движения. Наиболее достоверный расчет получают, используя в качестве исходных данных зависимости крутящего момента и часового расхода топлива от угловой скорости вала ДВС и положения органа управления подачей топлива. Ввиду того, что справочная литература общего пользования не содержит указанных зависимостей, в работе используют приближенный метод получения ТХ установившегося движения (см. прил. 7).
Массив исходных данных, достаточный для расчета ТХ, формируют, используя значения табл. 1.2 (характеристика двигателя), 2.2 (результаты расчета тяговой и динамической характеристик) и рис. 2.2 (динамическая характеристика автомобиля). Часть массива размещают в табл. 3.1, при этом обязательно согласуют размерности qeи Ne- В частности, если qеимеет размерность г/л.с-ч, то и размерность Neдолжна быть в л.с.
Таблица 3.1 Массив исходных данных к расчету ТХ
Минимальный удельный расход топлива qemin =210г/кВт-ч |
|||||
Максимальная эффективная мощность Nе mах= 84кВт |
|||||
Плотность топлива (название конкретно) р =0,727кг/л |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Номер условия движения |
Масса АТС ma, кг |
Коэф.сопр. качению fo |
Уклон i |
Передача № |
Возможный диапазон скорости (Vmin-Vmax)м/с Vmax), м/с |
1 |
1550 |
0.035 |
0.09 |
3 |
8,33-29,2 |
2 |
1550 |
0.035 |
0 |
5 |
12-41,1 |
3 |
1550 |
0.014 |
0 |
5 |
8,33-47,78 |
4 |
1550 |
0.014 |
0 |
1 |
2-12 |
При выборе плотности топлива р можно использовать средние значения: бензин 0,727 кг/л, дизельное топливо - 0,818 кг/л.
Q1 = 0,0012qmin*Ne max*(1-(1 - nei / ne mах)1,6) (3.1)
Значения Q; используют при расчете фактического часового расхода Qt в конкретных условиях движения, для чего сначала определяют относительную силу сопротивления движению (Рс / Рт), представляя результаты в табл. 3.2, а затем для каждого значения рассчитывают фактический часовой расход топлива
Q1= Q1*(0.8*(Pc/Pm)1.8+ 0,25) (3.2)
и путевой расход топлива
Qs= (27,8*Qt)/(Vа*) (3.3)
Таблица 3.2
Результаты расчета топливной характеристики (с примером заполнения)
Условие движения №1: передача №3; та= 1550кг; f=0,028; i= 0.09 |
||||||||||||
Относительная частота вала |
nei/nmax |
0,166667 |
0,25 |
0,333333 |
0,416667 |
0,5 |
0,583333 |
0,666667 |
0,75 |
0,833333 |
0,916667 |
1 |
Макс, часовой расход, кг/ч |
Q1 |
7,013665 |
10,22591 |
13,23071 |
16,018 |
18,57581 |
20,88946 |
22,94032 |
24,70354 |
26,14329 |
27,19988 |
27,72 |
Скорость автомобиля, м/с |
Va |
5,37 |
8,0587 |
10,745 |
13,43 |
16,12 |
18,804 |
21,5 |
21,176 |
26,862 |
29,6 |
32,24 |
Скорость автомобиля, км/ч |
Va |
19,332 |
29,01132 |
38,682 |
48,348 |
58,032 |
67,6944 |
77,4 |
76,2336 |
96,7032 |
106,56 |
116,064 |
Сила тяти, H |
Рт |
1827 |
1880,74 |
2006,12 |
2185,24 |
2364,4 |
2436 |
2507,7 |
2633 |
2668,9 |
2597,21 |
2471,8 |
Сила coпp, на горизонте, Н |
Pc |
603,8119 |
631,8561 |
671,1542 |
721,6926 |
783,532 |
856,3931 |
940,9885 |
983,2293 |
1142,677 |
1261,606 |
1389,993 |
Фактич.часовой расход, кг/ч |
Qt |
2,518182 |
3,704931 |
4,782401 |
5,748851 |
6,679317 |
7,768079 |
8,878808 |
9,531842 |
11,07853 |
12,73205 |
14,79832 |
Путевой расход, л/100 км |
Qs. |
17,93178 |
17,58027 |
17,01962 |
16,36875 |
15,84446 |
15,79697 |
15,79162 |
17,21247 |
15,77081 |
16,44815 |
17,55204 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.