Андреев Б.В.
главных передач автомобилей
Методические указания для студентов специальности 150100 «Автомобиле и тракторостроение» специализация «Автомобилестроение»
Красноярск 2002г.
Главная передача служит для изменения плоскости действия крутящего момента, передаваемого от карданной передачи к ведущим колёсам автомобиля, а также для увеличения крутящего момента с одновременным снижением частоты вращения ведущих колёс.
Если главная передача установлена перед дифференциалом, то она называется центральной, если же наряду с центральной, у колёс устанавливаются дополнительные редукторы (колёсные), то такую главную передачу называют разнесённой. В последнем случае в качестве центральной главной передачи используют пару конических шестерён, а у колёс ставят планетарную передачу (Белаз – 540) или зубчатую передачу с внешним и внутренним зацеплениями шестерён (МАЗ – 500) и неподвижными осями валов.
Центральные главные передачи выполняют одинарными или двойными. В первом случае применяют пару конических спиральных или гипоидных шестерён, во втором случае – дополнительно одну пару цилиндрических шестерён. Двойные главные передачи используют обычно в грузовых автомобилях средней и большой грузоподъёмности для увеличения крутящего момента. Разнесённые главные передачи также применяют у грузовых автомобилей, но они, кроме увеличения крутящего момента, позволяют существенно упростить конструкцию картера центральной главной передачи, уменьшить его габариты и обеспечить больший дорожный просвет, что важно для улучшения проходимости автомобиля. При установке разнесённой главной передачи меньше нагружены дифференциал и полуоси в сравнении с двойной главной передачей при прочих равных условиях. Это происходит из-за того, что к дифференциалу подводится крутящий момент только от одной пары конических шестерён.
Наряду с главными передачами, выполненными с использованием конических и цилиндрических шестерён, могут применяться и червячные главные передачи. Они обеспечивают большие передаточные числа при малых габаритах, но эти передачи дороже конических.
В качестве центральных главных передач могут применяться двух и трёх ступенчатые передачи, позволяющие получить два и три передаточных числа. Изменение передаточных чисел должно осуществляться с места водителя.
В настоящей работе рассматриваются лишь главные передачи с коническими и цилиндрическими шестернями.
Величины передаточных чисел главных передач рассчитывают на основе методов теории автомобиля /1/. Считаем, что передаточное число главной передачи нам известно. Установим связь между параметрами зубчатого зацепления (рис. 1) и напряжениями изгиба в основании зуба и контактные напряжения на его рабочей поверхности.
Считая, что напряжение изгиба σ постоянно для любого сечения зуба, получаем /2/.
(1)
где - доля окружного усилия, приходящаяся на сечение зуба шириной ;
- шаг зуба в сечении ;
- коэффициент формы зуба.
Крутящий момент , приходящийся на сечение зуба
, (2)
при точной обработке зубьев шестерён можно считать, что деформация зуба пропорциональна радиусу и шагу, т.е.
, (3)
, (4)
здесь: - радиус ведущей шестерни по большому конусу;
- радиус ведущей шестерни в сечении ;
- шаг зацепления по большому конусу;
L – длина образующей делительного конуса (или конусное расстояние.)
Подставляя из (1) в уравнение (2), получаем
, (5)
Заменяя в (5) и их значениями из (3) и (4), имеем
, (6)
Интегрируя (6) в пределах изменения х от до , получаем
, или
, (7)
или
. (8)
Пренебрегая КПД коробки передач и карданной передачи, получим крутящий момент, подводимый к главной передаче
, (9)
где - максимальный эффективный крутящий момент двигателя;
- передаточное число коробки на первой передаче.
Шаг зацепления по большому конусу
, (10)
где - нормальный модуль по большому конусу.
Радиус ведущей конической шестерни по большому конусу
, (11)
где - число зубьев ведущей шестерни;
- угол наклона винтовой линии зуба.
Подставляя в (8) значения , и из (9), (10), (11), получаем окончательно
, (12)
Напряжения, подсчитанные по уравнению (12), не должны превышать 400-450МПа для двойных главных передач и 550МПа для одинарных главных передач грузовых автомобилей, имеющих дополнительную опору вала ведущей конической шестерни /2/.
(по уравнению (12))
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.