Упрощённая методика расчёта главных передач автомобилей: Методические указания, страница 5

Для грузовых автомобилей . Тогда принимаем

.

Коэффициент  рассчитывают из (20)

.

Коэффициент формы зуба выбираем из таблицы 4 по приведённому числу зубьев (21)

.

; ;.

; ; .

В таблице 4: при ; ; при ; .

При ; .

Напряжение изгиба (12) запишется

Появление в числителе  связано с тем, что модуль  подставлялся в , а  - в , их произведение давало . Чтобы получить в знаменателе  и надо было умножить дробь на .

.

Полученное  превышает допустимое:

.

Из уравнения (12) следует, что снизить напряжение возможно за счёт увеличения , ,  и . Наиболее действенным способом является увеличение , т.к. модуль входит в уравнение в квадрате. Поэтому увеличим  до 9,5 мм. В этом случае напряжение снизится до 432МПа. Итак напряжение изгиба  при .

5.3 Расчёт контактных напряжений в спиральных конических шестернях

Контактные напряжения, определяющие срок службы спиральных конических шестерён, рассчитывают по уравнению (26). Однако необходимо в начале задаться или рассчитать величины входящие в это уравнение.

Радиусы начальных окружностей по большому конусу соответственно ведущей и ведомой спиральных конических шестерён (11), (15)

 ;

 .

Средние радиусы начальных окружностей соответственно ведущей и ведомой конических шестерён (24)

 ;

 .

Эквивалентные радиусы начальных окружностей соответственно ведущей и ведомой конических шестерён (23)

.

.

Эквивалентные радиусы кривизны поверхностей зубьев соответственно ведущей и ведомой конических шестерён (27), (28)

.

.

Ширина ведущей шестерни (25а)

.

Условное окружное усилие на среднем радиусе  начальной окружности ведущей шестерни (29)

.

Контактные напряжения на поверхности зубьев спиральных конических шестерён в полюсе зацепления запишутся (26)

Допускаемые напряжения не более .

5.4 Расчёт цилиндрических шестерён двойной главной передачи

Определение модуля цилиндрической пары

Исходные данные:;.

При расчёте конической пары было определено её передаточное число . Разделив (19)  на , получим

.

Полученная величина – это передаточное число, которое должна обеспечить цилиндрическая пара шестерён.

Используя данные таблицы 3, принимаем:

Число зубьев ведущей цилиндрической шестерни , а для ведомой - . Тогда

.

Задаёмся: ; ; ; ; .

Коэффициент формы зуба  находят в таблице 4 по

;

тогда .

Крутящий момент, подводимый к ведущей цилиндрической шестерне (без учёта КПД)

 .

Нормальный модуль

 .

Пояснение: .

Крутящий момент, подводимый к ведущим колёсам

.

Радиусы начальных окружностей цилиндрической пары соответственно ведущей и ведомой шестерён (11), (14)

,

.

или  .

5.6 Определение контактных напряжений между зубьями цилиндрической пары шестерён главной передачи

Расчётный крутящий момент, подводимый к ведущей цилиндрической шестерне

.

Расчётное окружное усилие, приложенное к начальной окружности ведущей цилиндрической шестерне

.

Радиусы кривизны поверхностей зубьев в полюсе зацепления соответственно ведущей и ведомой цилиндрических шестерён

;

Допускаемые напряжения для цементированных шестерён  .


Библиографический список

1 Андреев, Б. В. Теория автомобиля: Учебное пособие/ Б. В. Андреев. Красноярск: КГУ,1984.

2 Гольд, Б. В. Конструирование и расчёт автомобиля: Учебник/ Б. В. Гольд. М.: «Машгиз», 1962.

3 Гришкевич, А. И. Проектирование трансмиссий автомобилей: Учебник/ А. И. Гришкевич и др. М.: «Машиностроение», 1984.

4 Курганов, А. И. Основы расчёта шасси тракторов и автомобилей: Учебник/ А. И. Курганов. М.: Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1953.

5 Лукин, П. П. Конструирование и расчёт автомобиля. Учебник/П. П. Лукин. М.: «Машиностроение», 1984.