Упрощённая методика расчёта главных передач автомобилей: Методические указания, страница 2

Чтобы рассчитать напряжения σ по уравнению (12) надо правильно выбрать ряд параметров: .

Для предварительного выбора модуля  можно воспользоваться зависимостью длины образующей делительного конуса  от величины крутящего момента , подводимого к ведущей шестерне главной передачи (рис. 2). Из (рис. 1) видно, что

,                                                       (13)

где  - радиус ведомой шестерни по большому конусу.

,                                                     (14)

где  - число зубьев ведомой шестерни.

Для одинарной центральной главной передачи  можно рассчитать и через её передаточное число , т.е.

,                                                            (15)

Подставляя значения  и  из уравнений (11) и (14) в уравнение (13), получаем

,                                      (16)

Решая уравнение (16) относительно , имеем

,                                                        (17)

Предварительно выбрать величину модуля  можно и из таблицы 1, в которой приведены данные по существующим конструкциям главных передач автомобилей /3/.

Таблица 1 – Геометрические параметры конических (спиральных и цилиндрических) главных передач автомобилей.

Параметр

ГАЗ-53А

ЗИЛ-130

ЗИЛ-131

ЗИЛ-133ГЯ

Урал-375Н

КамАЗ 5320

КамАЗ 5410

КрАЗ 257Б1

МАЗ 5335

Число зубьев шестерён

Ведущей

Ведомой

6

41

13

25

11

19

6

41

11

24

15

25

15

23

12

23

12

32

Торцевой модуль, мм

8,3

9,0

9,0

10,38

9,5

8,775

8,5

10,5

11,0

Конусное расстояние L, мм

172,6

126,8

98,8

216,4

125,4

131,7

135,0

136,2

188,0

Угол зацепления, α

22030'

300

200

22030'

200

200

200

17030'

200

Угол наклона винтовой линии

46018'

350

41044'

450

380

37039'

370

35046'

36050'

Коэффициент высоты головки зуба

0,95

0,85

0,848

0,95

0,75

0,85

0,85

0,75

0,85

Гипоидное смещение, мм

32

-

-

36

-

-

-

-

-

Числа зубьев  и  не должны быть кратными друг другу, что может ускорить износ, прежде всего, ведущей (малой) шестерни.

С точки зрения снижения габаритов передачи желательно  брать по возможности меньше (таблица 2).

Углы  для спиральных конических шестерён приведены в таблице 2 /2/.

Таблица 2 – Углы наклона винтовой линии зуба.

Автомобили

Число зубьев ведущей шестерни

Угол наклона винтовой линии зуба  в градусах

Грузовые

5

6

свыше шести

42-45

40-42

35-40

Легковые

8-9

10 и более

40-45

40

Из таблицы 2 следует, что чем меньше число зубьев ведущей шестерни, тем больший необходимо брать угол .

Число зубьев  ведущей конической шестерни главной передачи выбирают из таблиц 1 или 2, руководствуясь требованиями снижения размеров картера главной передачи.

Зная величину передаточного числа одинарной главной передачи , можно рассчитать число зубьев ведомой конической шестерни .

,                                                         (18)

Для двойной главной передачи передаточное число запишется

,                                         (19)

где  и  - числа зубьев соответственно ведущей и ведомой цилиндрических шестерён;

 и  - передаточные числа соответственно конической и цилиндрической пар двойной главной передачи.