Модуль цилиндрических косозубых шестерён двойных главных передач, а также допускаемые напряжения выбираются как и для шестерён привода промежуточного вала коробок передач /2/.
Срок службы определяется контактными напряжениями вызывающими выкрашивание зубьев (питтинг), усталостью материала и зависит ещё от качества смазки и жёсткости конструкции.
Для определения контактных напряжений используют формулы, применяемые для цилиндрических шестерён. Но поскольку формы соприкасающихся поверхностей цилиндрических и конических шестерён различны, то средний радиус начальной окружности спиральной конической шестерни условно заменяют эквивалентным радиусом
, (23)
где - средний радиус начальной окружности спиральной конической шестерни;
- угол наклона винтовой линии в среднем сечении зуба.
Средний радиус начальной окружности ведущей спиральной конической шестерни
. (24)
Здесь: в – длина зуба
, (25)
где - ширина шестерни.
. (25а)
С учётом вышеизложенного, контактные напряжения на поверхности зубьев спиральных конических шестерён в полюсе зацепления запишутся
, (26)
где Р – условное окружное усилие на среднем радиусе начальной окружности шестерни;
- угол зацепления;
- модуль упругости первого рода ();
и - эквивалентные радиусы кривизны поверхностей зубьев соответственно ведущей и ведомой спиральных конических шестерён.
Эквивалентные радиусы рассчитывают на основе формулы (23).
, (27)
, (28)
где и - половины углов начальных конусов соответственно ведущей и ведомой спиральных конических шестерён.
Условное окружное усилие рассчитывают по из уравнения:
. (29)
Здесь: - максимальный эффективный крутящий момент двигателя;
и - средние радиусы начальных окружностей соответственно ведущей и ведомой спиральных конических шестерён, рассчитанные на основании уравнения (23).
Контактные напряжения не должны превышать 1000 МПа.
Для изготовления шестерён главных передач применяют стали: 20Х; 25ХН; 12ХН3; 20ХН3А; 15НМ; 20ХНМ.
Для гипоидных передач допускаемые напряжения изгиба и контактные напряжения могут быть увеличены на 10-15 %.
Исходные данные: прототип – автомобиль ЗиЛ-130, двойная главная передача, состоящая из пары спиральных конических и пары цилиндрических шестерён.
угол зацепления .
5.1 Определение нормального модуля конической пары
Расчёт ведём по уравнению 17.
Расчётный момент, подводимый к ведущей конической шестерни (без учёта КПД коробки передач и карданной передачи).
.
Из графика (см. рис. 2) по определяем длину образующей делительного конуса (конусное расстояние) В таблице 1находим число зубьев спиральной конической пары автомобиля ЗиЛ-130: то есть . С целью уменьшения габаритов передачи принимаем число зубьев конической пары, то есть . Таким образом, передаточное число спиральной конической пары – . Из уравнения (19) рассчитываем передаточное число цилиндрической пары шестерён:
.
В таблице 2 по выбираем угол наклона винтовой линии зуба .
Нормальный модуль по большому конусу (17)
.
Торцовый модуль
.
5.2 Расчёт напряжений изгиба зубьев спиральной конической пары
Для расчёта напряжений изгиба нам уже известно большинство данных. Осталось задаться или рассчитать длину зуба в, коэффициент и коэффициент формы зуба у.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.