ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
СФУ
Кафедра «Автомобили и двигатели»
Практическая работа №2
Расчет коробки передач автомобиля BMW 320i
Выполнил:
ст-т гр. ФТ 05-06
Попов В. В.
Проверил:
Муромцев А. С.
Красноярск
2008
1 Расчет основных параметров
1.1 Задача расчёта
Задачей расчета является определение параметров шестерен: модуля, межцентрового расстояния между осями шестерен, находящихся в зацеплении, чисел зубьев шестерен и других параметров, характеризующих работу коробки передач. Вышесказанное относится к проектировочному расчету. При поверочном расчете все основные параметры шестерен известны и задачей является определение напряжений в их зубьях. В любом случае, расчетчик должен знать величины передаточных чисел коробки передач.
Они должны:
· обеспечивать преодоление максимальных дорожных сопротивлений движению автомобиля;
· хорошую приемистость автомобиля и наивыгоднейшие режимы работы двигателя с точки зрения топливной экономичности.
1.2 Выбор основных данных для расчета
- тип автомобиля – легковой;
- - максимальный крутящий момент двигателя;
- 5-ти ступенчатая механическая коробка передач.
1.3 Межцентровое расстояние между валами.
Межцентровое расстояние между валами определяем по формуле:
где - максимальный эффективный крутящийся момент двигателя, ;
- коэффициент, зависящий от типа автомобиля: для легковых автомобилей а = 14-16.
1.4 Модуль по нормали зацепления пары шестерен первичного и промежуточного валов
Модуль по нормали зацепления пары шестерен первичного и промежуточного валов определяется по формуле:
где - угол наклона зубьев по начальному цилиндру пары косозубых шестерен: - для легковых автомобилей.
- ширина шестерни, рассчитывается по формуле:
- минимально допустимое число зубьев шестерни первичного вала (ведущей);
у - коэффициент формы зуба, рассчитываем по формуле:
- допускаемое напряжение для ведомой шестерни промежуточного вала коробки передач, МПа, зависящее от многих факторов.
Ведомая шестерня промежуточного вала:
350-450 МПа - легковые автомобили.
Шестерни 1-ой передачи и ЗХ:
750-850 МПа - легковые автомобили.
1.5 Передаточные числа коробки передач
На рис. 1 представлен упрощенный фрагмент схемы коробки передач с включенной одной передачей, кроме прямой передачи.
Передаточное число между первичным и промежуточным валами запишется так:
где и - числа зубьев соответственно ведущей шестерни 1 первичного и ведомой шестерни 2 промежуточного валов.
Общее передаточное число коробки запишется:
Здесь и - числа зубьев соответственно ведущей шестерни промежуточного и ведомой шестерни вторичного валов.
1.6 Определение чисел зубьев шестерен
Для определения числа зубьев ведомой шестерни промежуточного вала записываем уравнение:
где и - радиусы начальных окружностей соответственно ведущей и ведомой шестерен.
Из (5) получаем:
или
Зная , по уравнению (3), определяем передаточное число между первичным и промежуточным валами:
1.7 Определение передаточных чисел на всех передачах между промежуточным и вторичным валами
Предположим, что на рис. 1 включена в коробке передач третья передача. Тогда передаточное число между промежуточным и вторичным валами запишется так:
Если общее передаточное число на третьей передаче мы обозначим через , то
Передаточные числа и нам уже известны, тогда передаточное число между промежуточным и вторичным валами
Величину мы уже можем рассчитать, но числа зубьев и нам неизвестны и их еще предстоит определить. По аналогии с определением мы можем рассчитать передаточные числа между промежуточным и вторичным валами для всех передач, кроме прямой. Последнее нам определять нет надобности.
Итак, по уравнению (3) мы имеем соответственно для всех передач:
где - индекс, указывающий номер передачи.
Первая передача:
Вторая передача:
Третья передача:
Четвертая передача:
Пятая передача:
- прямая.
1.8 Определение чисел зубьев шестерен на всех передачах
Определение чисел зубьев произведём по известным передаточным числам (, , и т.д.) между промежуточным и вторичным валами.
Эту операцию проделаем на примере третьей передачи (см. рис. 1), решая два уравнения с двумя неизвестными и , аналогично уравнению (5)
Выразим из (12) и подставим в (11)
Тогда
Окончательно
Первая передача.
Число зубьев ведущей шестерни промежуточного вала
Число зубьев шестерни вторичного вала
Проверка межцентрового расстояния, мм
Уточненное передаточное число:
Действительное передаточное число на 1 передаче
Вторая передача.
Число зубьев ведущей шестерни промежуточного вала
Число зубьев шестерни вторичного вала
Проверка межцентрового расстояния, мм
Уточненное передаточное число:
Действительное передаточное число на 2 передаче
Третья передача.
Число зубьев ведущей шестерни промежуточного вала
Число зубьев шестерни вторичного вала
Проверка межцентрового расстояния, мм
Уточненное передаточное число:
Действительное передаточное число на 3 передаче
Четвертая передача.
Число зубьев ведущей шестерни промежуточного вала
Число зубьев шестерни вторичного вала
Проверка межцентрового расстояния:
Уточненное передаточное число:
Действительное передаточное число на 4 передаче
Пятая передача- прямая.
Полученные передаточные числа:
Ряд передаточных чисел сохраняется:
2 Расчет контактных напряжений в зацеплении
Для косозубого зацепления производим расчет пары постоянного зацепления первичного и промежуточного валов.
Исходные данные:
Расчетный момент, Нм
Радиусы начальных окружностей зубчатых колес найдем из следующего соотношения:
где и - радиусы начальных окружностей зубчатых колес на первой передаче соответственного промежуточного и вторичного валов;
- передаточное число пары зацепления.
Отсюда:
Окружное усилие, Н
Окончательно для первой передачи имеем, МПа
Расчёт показал, что контактные напряжения в зубьях шестерен первой передачи находятся в допустимых пределах для цементируемых и цианируемых зубьев, соответственно 1900-2000 МПа и 950-1000 МПа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.