Федеральное агентство по образованию
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Политехнический Институт
Кафедра: «Автомобили и Двигатели»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
Расчет дифференциала
автомобиля ВАЗ-2105
Выполнил: студент АТ 64-1
Мутовина А.И.
Проверил: Муромцев А. С.
Красноярск 2007
Дифференциал – механизм трансмиссии автомобиля, распределяющий подводимый к нему крутящий момент между выходными валами и обеспечивающий их вращение с разными угловыми скоростями.
Дифференциалы по конструкции разделяют на шестеренчатые, кулачковые, червячные и с механизмами свободного хода.
Наибольшее распространение получили конические шестеренчатые дифференциалы, обладающие большей компактностью в сравнение с цилиндрическими. Недостатком конических дифференциалов является наличие осевых усилий и большое трение на торцах конических шестерен.
Исходные данные: автомобиль прототип – ВАЗ 2105, , остальные параметры приведены в таблице 3.
Таблица 3 Геометрические параметры зубчатых колес конического симметричного дифференциала автомобиля ВАЗ-2105.
Автомобиль |
Число зубьев |
Внешний окружной модуль, мм |
Конусное расстояние или длинна образующего конуса, мм |
Угол профиля (угол зацепления), град |
Ширина венца, мм |
Число сателлитов |
|
Сателлитов |
Шестерен |
||||||
ВАЗ 2105 |
10 |
16 |
4,00 |
37,77 |
22°30¢ |
12,0 |
2 |
Нормальный модуль:
(10), где - окружной модуль,
- половина угла при вершине начального конуса сателлита,
,
,
,
Примем нормальный модуль .
Длину образующей конуса примем как у прототипа .
Длина зуба:
,
Коэффициент блокировки принимаем из таблицы 4; 5.
Таблица 4. Коэффициенты блокировки дифференциалов.
Тип дифференциала |
Коэффициент блокировки |
Шестеренчатые дифференциалы |
0,05-0,15 |
Самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы |
0,3-0,5 |
Самоблокирующиеся червячные дифференциалы |
0,8 |
Шестеренчатые дифференциалы с принудительной блокировкой |
0-0,78 |
Дифференциалы с механизмами свободного хода |
1,0 |
Коэффициент :
,
Половина угла при вершине образующего конуса полуосевой шестерни:
,
,
Приведенное число зубьев полуосевой шестерни:
(11),
,
По и из таблицы 2 находим коэффициент формы зуба .
Напряжения изгиба у основания зуба полуосевой шестерни:
(12), где - максимальный момент, развиваемый двигателем,
- передаточное число коробки на низшей передаче,
- передаточное число главной передачи,
- КПД трансмиссии,
- коэффициент блокировки дифференциала,
- нормальный модуль,
- коэффициент формы зуба,
- число зубьев полуосевой шестерни,
- длина образующей начального конуса полуосевой шестерни,
- число сателлитов.
,
Допускаемое напряжение . Превышение составляет 2,4 раза.
Подобное превышение допустимо по следующим причинам:
1) вышеприведенная методика является приближенной и дает завышенные величина напряжений;
2) превышение напряжений имеет место лишь на первой передаче, на второй передаче напряжения будут превышать допустимые на 45%, на третьей- на 7%,на четвертой напряжения уже будут значительно ниже допустимых ;
3) небольшие скорости полуосевых шестерен и сателлитов при движении на первой и второй передачах обеспечивают режим их работы, близкий к статическому.
Рис. 4. Расчетная схема сателлита.
Определим уточненный торцевой модуль:
,
Зная торцовый модуль, рассчитаем диаметр наружной окружности сателлита по большому конусу:
,
Полученный диаметр является основанием (см. рис. 4) равнобедренного треугольника , стороны которого являются образующими сателлита.
Половина диаметра вместе с конусным расстоянием , образуют прямоугольный треугольник, высоту которого можно определить по теореме Пифагора:
(13),
,
Высота ножки зуба:
,
Принимаем размеры, исходя из прототипа: , , , , , .
Удельное давление на опорную поверхность оси сателлита в шестерне:
(14),
,
Удельное давление на ось сателлита в месте закрепления ее в коробке дифференциала:
(15),
,
Удельное давление по торцу сателлита:
(16),
.
Расчетные удельные давления ни в одном случае не превышают допустимых .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.