ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
СФУ
Кафедра «Автомобили и двигатели»
Практическая работа №2
Расчет коробки передач автомобиля BMW 320i
Выполнил:
ст-т гр. ФТ 05-06
Попов В. В.
Проверил:
Муромцев А. С.
Красноярск
2008
1 Расчет основных параметров
1.1 Задача расчёта
Задачей расчета является определение параметров шестерен: модуля, межцентрового расстояния между осями шестерен, находящихся в зацеплении, чисел зубьев шестерен и других параметров, характеризующих работу коробки передач. Вышесказанное относится к проектировочному расчету. При поверочном расчете все основные параметры шестерен известны и задачей является определение напряжений в их зубьях. В любом случае, расчетчик должен знать величины передаточных чисел коробки передач.
Они должны:
· обеспечивать преодоление максимальных дорожных сопротивлений движению автомобиля;
· хорошую приемистость автомобиля и наивыгоднейшие режимы работы двигателя с точки зрения топливной экономичности.
1.2 Выбор основных данных для расчета
- тип автомобиля – легковой;
-
- максимальный крутящий момент двигателя;
- 5-ти ступенчатая механическая коробка передач.
![]()
1.3 Межцентровое расстояние между валами.
Межцентровое расстояние между валами определяем по формуле:
![]()
где
-
максимальный эффективный крутящийся момент двигателя,
;
- коэффициент,
зависящий от типа автомобиля: для легковых автомобилей а = 14-16.
![]()
1.4 Модуль по нормали
зацепления пары ш
естерен
первичного и промежуточного валов
Модуль по нормали зацепления пары шестерен первичного и промежуточного валов определяется по формуле:

где
- угол наклона
зубьев по начальному цилиндру пары косозубых шестерен:
- для легковых автомобилей.
-
ширина шестерни, рассчитывается по формуле:
![]()
- минимально допустимое
число зубьев шестерни первичного вала (ведущей);
у - коэффициент формы зуба, рассчитываем по формуле:

-
допускаемое напряжение для ведомой шестерни промежуточного вала коробки
передач, МПа, зависящее от многих факторов.
Ведомая шестерня промежуточного вала:
350-450 МПа - легковые автомобили.
Шестерни 1-ой передачи и ЗХ:
750-850 МПа - легковые автомобили.


1.5 Передаточные числа коробки
п
ередач
На рис. 1 представлен упрощенный фрагмент схемы коробки передач с включенной одной передачей, кроме прямой передачи.
Передаточное число между первичным и промежуточным валами запишется так:

где
и
- числа зубьев соответственно ведущей
шестерни 1 первичного и ведомой шестерни 2 промежуточного валов.
Общее передаточное число коробки запишется:

Здесь
и
- числа зубьев соответственно ведущей
шестерни промежуточного и ведомой шестерни вторичного валов.
1.6 Определение чисел зубьев шестерен
Для определения числа зубьев
ведомой шестерни промежуточного вала
записываем уравнение:

где
и
- радиусы начальных окружностей
соответственно ведущей и ведомой шестерен.
Из (5) получаем:
![]()
или

Зная
, по уравнению (3), определяем
передаточное число между первичным и промежуточным валами:

1.7 Определение передаточных
чисел на
всех передачах между промежуточным и
вторичным валами
Предположим, что на рис. 1 включена в коробке передач третья передача. Тогда передаточное число между промежуточным и вторичным валами запишется так:

Если общее передаточное число
на третьей передаче мы обозначим через
, то

Передаточные числа
и
нам уже известны, тогда передаточное
число между промежуточным и вторичным валами

Величину
мы уже можем рассчитать, но числа зубьев
и
нам неизвестны и их еще предстоит
определить. По аналогии с определением
мы можем рассчитать передаточные числа
между промежуточным и вторичным валами для всех передач, кроме прямой. Последнее
нам определять нет надобности.
Итак, по уравнению (3) мы имеем соответственно для всех передач:

где
- индекс, указывающий номер передачи.
Первая передача:
![]()

Вторая передача:
![]()

Третья передача:
![]()

Четвертая передача:
![]()

Пятая передача:
- прямая.
1.8 Определение чисел зубьев шестерен на всех передачах
Определение чисел зубьев
произведём по известным передаточным числам (
,
,
и т.д.) между промежуточным и вторичным валами.
Эту операцию проделаем на
примере третьей передачи (см. рис. 1), решая два уравнения с двумя неизвестными
и
, аналогично уравнению (5)


Выразим из (12)
и подставим в (11)
![]()

Тогда
![]()
Окончательно

Первая передача.
Число зубьев
ведущей шестерни промежуточного вала

Число зубьев
шестерни вторичного вала
![]()
Проверка межцентрового расстояния, мм

Уточненное передаточное число:
![]()
Действительное передаточное число на 1 передаче
![]()
Вторая передача.
Число зубьев
ведущей шестерни промежуточного вала

Число зубьев
шестерни вторичного вала
![]()
Проверка межцентрового расстояния, мм

Уточненное передаточное число:
![]()
Действительное передаточно
е число на 2 передаче
![]()
Третья передача.
Число зубьев
ведущей шестерни промежуточного вала

Число зубьев
шестерни вторичного вала
![]()
Проверка межцентрового расстояния, мм

Уточненное передаточное число:
![]()
Действительное передаточное число на 3 передаче
![]()
Четвертая передача.
Число зубьев
ведущей шестерни промежуточного вала

Число зубьев
шестерни вторичного вала
![]()
Проверка межцентрового расстояния:

Уточненное передаточное ч
исло:
![]()
Действительное передаточное число на 4 передаче
![]()
Пятая передача- прямая.
Полученные передаточные числа:
![]()
Ряд передаточных чисел сохраняется:

2 Расчет контактных напряжений в зацеплении
Для косозубого зацепления производим расчет пары постоянного зацепления первичного и промежуточного валов.
Исходные
данные: ![]()
![]()
Расчетный момент, Нм
![]()
Радиусы начальных окружностей зубчатых колес найдем из следующего соотношения:
![]()
где
и
- радиусы начальных окружностей зубчатых колес на
первой передаче соответственного промежуточного и вторичного валов;
- передаточное число пары зацепления.
Отсюда:

![]()
Окружное
ус
илие, Н

Окончательно для первой передачи имеем, МПа


Расчёт показал, что контактные напряжения в зубьях шестерен первой передачи находятся в допустимых пределах для цементируемых и цианируемых зубьев, соответственно 1900-2000 МПа и 950-1000 МПа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.