Упрощённая методика расчёта дисковых и барабанно-колодочных тормозов: Методические указания, страница 3

1.4. Среднее удельное давление на фрикционную накладку тормозного механизма

Среднее удельное давление будет равно отношению нормальной силы N, развиваемой одним поршнем тормозного механизма (1.9) к площади F одной накладки, т.е. для передних колёс

                                               .                                               (1.18)

Для задних колёс, имеем

.                                               (1.19)

Площадь фрикционной накладки будет, м2

,                                               (1.20)

где ,  – радиусы соответственно внутренней и наружной окружностей фрикционной накладки тормозного механизма;

 – центральный угол (см. рис. 2), стороны которого охватывают фрикционную накладку тормозного диска (угол охвата).

Среднее удельное давление не должно превышать 2 МПа (один МПа =10 6 Н/м2) [2]. Среднее удельное давление можно уменьшить за счёт повышения коэффициента трения  и увеличения площади фрикционной накладки F.

1.5. Удельная работа трения

Удельная работа трения равна отношению кинетической энергии, которой обладает автомобиль в начале торможения со скорости Vн = 60 км/ч, к суммарной площади всех его тормозных накладок:

.                                        (1.21)

Здесь: Lуд – удельная работа трения, Н.м/ см2 (Дж/см2); Vн – скорость (км/ч), с которой начинается торможение; Gа/g – масса полностью гружённого автомобиля, кг;  – суммарная площадь всех тормозных накладок автомобиля, см2

=4Fп+4Fз =4(Fп +Fз).                                        (1.22)

Число 4 в (1.22) поставлено потому, что в тормозных механизмах как передних, так и задних колёс установлены четыре накладки.

Допустимые величины Lуд при торможении с Vн = 60 км/ч составляют 400 – 1500 Дж/см2[2]. Меньшие значения 400 – 800 Дж/см2 принимают для тягачей, грузовых автомобилей и автобусов, большие – для легковых автомобилей.

1.6. Повышение температуры тормозного диска при однократном торможении

Количество теплоты, необходимое для нагревания тормозного диска массы mт кг от температуры  до температуры ,

,                                        (1.23)

где QТ – количество теплоты, ккал; Суд – удельная теплоёмкость материала тормозного барабана (ккал/кг*град); для стали и чугуна Суд= 0,125ккал/кг*град; для силумина Суд=0,21 ккал/кг*град; mТ – масса диска одного колеса, кг; t – повышение температуры, .

Считаем, что вся кинетическая энергия автомобиля, движущегося со скоростью Vн км/ч, превращается в тепло, идущее на нагрев всех тормозных дисков (или дисков и барабанов). Учитывая, что одна килокалория (ккал) соответствует работе, равной 4,1868*103 Дж, и используя уравнения (1.21) и (1.23), получаем

.                                        (1.24)

Здесь: nТ – число затормаживаемых колёс.

После преобразований имеем ().

.                                        (1.25)

При однократном торможении автомобиля со скорости Vн= 30 км/ч повышение температуры тормозного диска t не должно превышать 15. Уменьшить повышение температуры тормозного диска возможно не только за счёт улучшения отвода тепла, но и за счёт уменьшения массы автомобиля и увеличения массы тормозных дисков.

2. Пример расчёта дискового тормоза для автомобиля категории М1

2.1. Исходные данные

Один из возможных вариантов методики можно показать на примере расчёта дискового тормоза для автомобиля «Волга» /2/.

Таблица 1.

Параметр

Обозначение

Размерность

Значение

Масса автомобиля

Ма

кг

1875

Диаметр главного тормозного цилиндра

D

мм

32

Передаточное число педали

iП=

5

КПД привода

0,92

Максимальное усилие на педали

PП

Н

500

Требуемый момент

=

Н.м

1670

Средний радиус фрикционной накладки

rc

м

0,115

Коэффициент трения

0,4

Диаметры тормозных цилиндров соответственно передних и задних колёс.

d1=d2

мм

50

Радиус внутренней окружности фрикционной накладки тормозного механизма

мм

90

Радиус наружной окружности фрикционной накладки тормозного механизма

мм

140

Угол охвата фрикционной накладки

градус

60