Психология малых групп. Функционирование малых групп. Групповая динамика. Структура малой группы. Вступление в группу

Страницы работы

29 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ЛЕКЦИЯ 9.

ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП

2 часа

ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП

Актуальность темы. Малая группа – это ближайший круг людей, который оказывает на человека огромное, порой решающее влияние, а также то сообщество, где подобное влияние на других может проявить он сам.Малая группа есть первичная среда, в которой личность совершает свое развитие и осуществляет свою деятельность. С первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но главным образом в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность, в том числе и производственную деятельность. Малые группы встречаются всюду – в любом человеческом сообществе, в любом коллективе. Главным образом с работой в малой группе связаны обязанности врача, менеджера, социального работника.

          Цели изучения данной темы:

Номер цели

Содержание цели

Обучающийся будет иметь представление:

1.

О роли малых групп в жизни и развитии индивидуума.

2.

О значении малых групп в производственной деятельности.

Обучающийся будет знать:

3.

Определение малой группы.

4.

Различные формы малых групп.

5.

Основные фазы и особенности групповой динамики.

Обучающийся будет понимать:

9.

Особенности групповых взаимоотношений.

10.

Отличия малых групп от других человеческих общностей.

Обучающийся будет уметь:

11.

Определять фазу групповых процессов в производственном взаимодействии.

1. Отличительные особенности малых групп

Слово «группа» попало в русский язык в начале XIX века из итальянского (ит. gruppo). Вначале это был технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких, совместно изображенных фигур, составляющих композицию (совместную позицию).

Сейчас группой называется временное или постоянное объединение людей, взаимодействующих между собой. Факт взаимодействия как раз и позволяет отличить группу от любого другого скопления индивидуумов. Например, пассажиры, которые едут в междугороднем автобусе (или летят в самолете), хотя и сидят все вместе в сравнительно тесном салоне, и даже имеют некоторую общую для всех цель (доехать до конечного пункта маршрута вовремя и без осложнений), – группы не образуют. Они обычно не взаимодействуют между собой.  Каждый пассажир сидит в собственном кресле и едет как бы сам по себе; в его положении немногое изменилось бы, если бы остальные кресла пустовали. Иное дело, если в салоне самолета или автобуса возникнет паника; тогда эти пассажиры начнут взаимодействовать и моментально станут группой.

Группе свойственно иметь, как минимум, две границы: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя граница отделяет членов группы от остального человечества. Внутренняя граница отделяет лидера (или лидирующую группу, или одного лидера вместе с ближайшим его окружением) от остальных членов группы. Условно это может быть изображено так (Рис. 1). Это так называемая амебная, или географическая модель группы. Амебной она называется потому, что напоминает одноклеточный организм (группа лидеров – ядро, остальные члены группы – цитоплазма, а вокруг – клеточная мембрана). Напоминает она и географическую карту: страна, окруженная границей, и  столица в середине ее.

Рис. 1. Амебная, или географическая модель группы (по Э. Берну)[1]

Как правило, каждый человек является членом многих групп одновременно. Эти группы могут быть встроены друг в друга, как матрешки: например, студент является членом учебной группы; одновременно он член другой группы – студент определенного факультета; а еще он – студент такого-то университета. Все эти группы соподчинены друг другу. Бывает и так, что человек является членом многих, не соподчиненных друг другу групп. Например, он – член семьи (одна группа), член коллектива на работе (другая группа), спортивного клуба (третья группа) и т.п. В каждой из этих групп есть лидер, и потому каждый человек имеет над собой не одного, а много лидеров. Например, некий Х. – гражданин Франции, и лидером по отношению к нему является французский президент. Одновременно этот Х. – католик, и в этом случае его лидер – Папа Бенедикт XVI. А еще Х состоит членом международного шахматного клуба, и президент этого клуба – тоже

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
207 Kb
Скачали:
0