Введение в экономику. Экономическая теория и экономическая политика. Рыночное хозяйство и его модели. Рыночный механизм ценообразования. Инструменты кредитно-денежной политики, страница 6

В статистике и в отчетах для характеристики денежного массового обращения в стране используют М2 агрегат.

Оптимальный уровень денежной массы можно определить по уравнению обмена Фишера.

MV = PY

M – денежная масса

V – скорость оборота (количество сделок, которые может обслужить одна денежная единица за определенный период).

P – средний уровень цен.

Y – национальный доход или выпуск.

Скорость оборота и доход – относительно постоянные величины, поэтому из уравнения Фифера можно получить:

∆M – прирост денежной массы.

∆P – прирост цен (инфляция).

Рост денежной массы приводит к инфляции.

2) Денежный рынок: спрос и предложение.

Деньги – не товар, но на денежном рынке существует спрос и предложение денег и определенная «цена», т.е. уровень процентной ставки.

На денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные активы.

Спрос, по количественной теории (Фишер) (часть классической теории), зависит от цен, дохода и скорости обращения.

По кейнсианской теории спрос зависит от:

1)  Транссакционный

Необходимость в деньгах для осуществления сделок.

2)  Предосторожности.

Деньги нужны для того, чтобы не потерять выгоду от обладания другим ликвидным активом.

3)  Спекулятивный.

Желание получить бόльшую прибыль, чем от других ликвидных активов.

Предложение денег.

В отличие от спроса денег, предложение будет зависеть только от решения центрального банка.

Центробанк может увеличивать денежную массу:

1)  Снижением ставки рефинансирования (ставка по которой ц.б. кредитует коммерческие банки).

2)  Снижением нормы резерва.

3)  Продажей финансовых активов на открытом рынке.

Предложение денег равно денежной массе.

1)  Если ц.б. снизит ставку рефинансирования, то коммерческим банкам придется снизить %-е ставки. Кредиты станут более доступными, с другой стороны – вклады в банки становятся не выгодными. Денежная масса расширяется.

2)  и   3)   рассмотрены в следующей теме.

Какая бы ни была %-я ставка, количество денег будет определяться решением центробанка.

Для формирования равновесной процентной ставки, совместим графики спроса и предложения.

3) Сущность, причины, виды и последствия инфляции.

Инфляция – процентное обеспечение денег, проявляющееся в повышении общего уровня цен.

Причины инфляции:

1)  денежная миссия, не покрытая товарной массой;

2)  дефицит государственного бюджета;

3)  милитаризация (перевод экономики на военные нужды);

4)  монополизм;

5)  налоги.

Типы инфляции:

1)  Открытая (выражается в общем приросте цен);

2)  Подавленная (возникает при временном замораживание цен);

3)  Гиперинфляция (высокие темпы);

4)  Инфляция спросов и предложений.

Инфляция спросов вызвана повышением потребительского спроса, а инфляция предложения вызвана повышением издержек, разными катаклизмами.

Последствия инфляции:

1)  Понижение жизненного уровня населения.

2)  Возникновение эффекта инфляционного налогообложения.

3)  Снижение стимула к труду, следствие – падение производства.

Положительные черты инфляции (выгодные черты от существования инфляции):

1)  Для государства.

Инфляционное налогообложение.

2)  Для фирм.

Умеренная инфляция означает возможность смягчения последствий при неудачном планировании производства.

3)  Для индивидов.

Если кредит выплачивается без поправок на инфляцию или инфляция оказалась больше ожидаемой, то кредит вернуть легче.

Для расчета темпа инфляции используются такие показатели:

1)  Индекс потребительских цен (ИПЦ).

2)  Средневзвешенная цена.

3)  Корзина товаров.

Если ИПЦ – 10%, то инфляция – 10%.

VII. Кредитно-банковская система.

1) Кредиты. Институт кредитной системы.

2) Виды, функции, операции.

3) Обязательные, фактические и избыточные резервы банка. Банковский мультипликатор.

4) Инструменты кредитно-денежной политики.