Появление товаров-заменителей; смена приоритетов для потребителя товаров в результате научного исследования; интернационализация рынка.
2) Административные
Антимонопольное законодательство; принудительная демополизация; налоговая политика, направленная против установления монопользированных цен.
V. Финансовая система рыночной экономики.
1) Финансовая система. Виды и функции финансов.
2) Государственный бюджет и государственный долг.
3) Сущность и виды налогов в рыночной экономике. Кривая Лаффера.
1) Финансовая система. Виды и функции финансов.
Финансы – система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов, денежных средств на основе распределения и перераспределения валового национального продукта.
Финансовое отношение в отличие от денежного не включает в себя обслуживание личного потребления.
Способ подсчета ВВП:
Y=C+I+G+NX
Y - ВВП
C – личное потребление (компонент домашнего хозяйства)
I - инвестиции
G – государственные расходы
NX – чистый экспорт
Финансы характеризуются признаками:
1) Денежная форма выражения.
2) Распределительный характер отношений при отсутствии эквивалента обмена.
3) Распределение валового национального дохода через фонды денежных средств.
Сущность этих отношений раскрывается через категории:
1) Доходы и расходы.
2) Прямые и косвенные налоги.
3) Дотации.
4) Субвенции.
5) Субсидии и т.д.
Финансовые отношения складываются между субъектами рыночного хозяйства, а также между отраслями и регионами. Эти отношения могут быть между государством и предприятием, государством и населением, населением и общественными организациями, а также между предприятиями внутри предприятий, между предприятиями и банками.
Функции финансов:
1) Аккумулирующая (привлечение временно свободных средств).
2) Регулирующая (с помощью финансов можно регулировать все: деятельность субъектов и отношения между ними и т.д.)
3) Распределительная.
4) Контрольная.
Виды финансов:
1) Финансы предприятий.
2) Финансы отраслей.
3) Финансы государства.
Различным видам финансов соответствуют различные фонды:
Государственные финансы → централизованные фонды
Региональные финансы → территориальные фонды (фонды, используемые для развития региона)
Финансы предприятий и отраслей → фонды, используемые для развития производств и решения социальных вопросов.
2) Государственный бюджет и государственный долг.
Государственный бюджет – это совокупность доходов и расходов государства.
Доходы – это:
1) Налоги;
2) Доходы от внешнеэкономической деятельности;
3) Рентные доходы (доходы от использования земель);
4) Неналоговые доходы.
Расходы – это:
1) Финансирование экономики;
2) Социально-культурные программы;
3) Расходы на науку и технику (НИОКР);
4) Расходы на оборону;
5) Целевые программы;
6) Кредиты и помощь другим государствам.
У бюджета могут быть три состояния – нормальное, дефицитное, профозитное. Для нормального состояния экономики характерно когда доходы равны расходам.
Особенности дефицитного бюджета:
Причины дефицита: падение доходов в кризисных условиях; уменьшение акцизных налогов, поступающих в бюджет; увеличение бюджетных расходов; непоследовательная финансово-экономическая политика.
Меры по снижению дефицита:
1) Конверсия.
2) Переход от финансирования к кредитованию.
3) Постепенная ликвидация дотаций убыточных предприятий.
4) Снижение расходов на укрепление государства.
5) Изменение системы налогообложения.
6) Повышение роли местных бюджетов.
Если государство устраняет дефицит, может возникнуть государственный долг.
Государственный долг может быть внутренним и внешним. Внутренний возникает, когда государство продает свои активы, а внешний – заимствование у центральных банков других государств.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.