3) Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
Для формирования рыночного равновесия, совместим в одной системе кардинат кривые спроса и предложения.
В точке А совпали интересы потребителя и производителя. Мы получили равновесную цену и объем производства.
4) Эластичность спроса и предложения.
Мера реакции покупателя на изменение цены называется эластичностью (Ер).
Ценовая эластичность – это относительное изменение количества к относительному изменению цены.
Рассматривают два крайних случая:
1) Абсолютную эластичность.
2) Абсолютную неэластичность.
Любое изменение цены, Товары первой необходимости вызывает значительное (изменение цены не увеличивает изменение продаж продаж)
IV. Конкуренция.
1) Конкуренция и ее виды.
2) Сущность и виды монополии.
3) Цели и методы антимонопольной политики государства.
1) Конкуренция и ее виды.
Конкуренция – это борьба между участниками рынка с целью получения прибыли, путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товара.
В условиях, в которых протекает конкуренции называется рыночной структурой, которая характеризуется числом и размером фирм, типом продукта, сложностью входа и выхода, наличием доступа к их информации.
Типы конкуренции:
1) Совершенная конкуренция.
Множество продавцов; свобода доступа к ресурсам; легкость входа и выхода; доступная информация для всех; наличие только стандартного продукта. Ни одна фирма не способна влиять на цену, и произведенные товары реализуются по установленной цене.
2) Монополистическая конкуренция.
Множество продавцов; товар однотипен, но отличается деталями; вход немного затруднен; информация распространяется неравномерно.
3) Олигополия.
Рынок нескольких продавцов (от двух); товар близок к уникальному; количество продавцов мало; доступ сильно ограничен; информация распределена крайне неравномерно.
4) Монополия.
Рынок одного продавца; товар уникальный; информация и вход доступны.
К рынкам различной степени монополизированности причисляются все рынки, которые не удовлетворяют хотя бы одному условию рынка совершенной конкуренции.
2) Сущность и виды монополии.
Существует несколько классификаций монополий:
1) По типу возникновения:
— естественная (возникла на основе технологических особенностей в результате концепции производства)
— искусственная (возникла на основе сговора или устранения конкурента)
— случайная (возникла на основе краткосрочного спроса на предложение, возникает рыночная ниша)
2) По направлению:
— вертикальная интеграция (объединение одного технологического процесса из одной управляющей компании)
—горизонтальная интеграция (объединение нескольких предприятий, выполняющих либо схожие функции, либо производящих схожий товар. Такое объединение происходит в рамках одной отрасли)
— диверсикация (слияние технологически не связанных предприятий различный отраслей)
Виды монопольных союзов по степени интегрированности:
1) Картель
Соглашение об ограничении выпуска и разделе рынка сбыта.
2) Синдикат
Объединение с целью сбыта продукции.
3) Трест
Объединение на основе совместной собственности и общего управления производство м и сбытом.
4) Концерн
Многоотраслевая система предприятий с единым функциональным центром на основе общей технологии.
5) Конгломерат
Объединение на основе проникновения крупных корпораций в отрасли технологически не связные с деятельностью головной компании.
3) Цели и методы антимонопольной политики государства.
Оценить степень монополизации рынка можно по доли, занимаемой фирмы.
Доминированное положение может возникнуть, если показатели рыночной доли превышают максимально допустимые в данной стране.
Меры, препятствующие монополизации рынка:
1) Экономические
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.