4. Государство.
5. Нерезиденты.
Рынок опосредует все отношения между субъектами.
Объекты рыночного хозяйства (на что направлены усилия субъектов):
1. Товары и услуги.
2. Факторы производства.
3. Деньги.
4. Капитал.
5. Ценные бумаги.
6. Государственные субсидии.
3) Виды рынков.
Существуют несколько классификаций рынков по критериям:
1. По объектам рыночных отношений:
а) товаров и услуг;
б) капитала;
в) труда и т.д.
2. По степени ограничения конкуренции:
Рынок совершенной конкуренции и т.д.
3. По географическому положению:
а) местный;
б) региональный;
в) национальный;
г) мировой.
4. По отраслям:
а) автомобили;
б) компьютеры и т.д.
5. По характеру продаж:
а) оптовый б) розничный
4) Структура и инфраструктура.
Инфраструктура – совокупность институтов, действующих в пределах рынка, и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима и функционирования.
То, что способствует развитию:
а) рынок товаров и услуг – товарные биржи, аукционы и т.п.
б) рынок финансов – банки, страховые компании и т.п.
в) рынок труда – биржа труда и т.п.
5) Модели рыночного хозяйства.
Три модели рыночного хозяйства:
1) Корпоративная экономика.
Основное – интересы крупного бизнеса (Япония).
2) Социальное рыночное хозяйство.
Основное – направленность на социальную политику. Система пособий и т.д. (Швеция).
3) Смешанная экономика
Позитивные и негативные стороны рынка:
1) Позитивные:
а) рынок способствует эффективному распределению рынков;
б) предоставляет стимулирование к труду.
2) Негативные:
а) не учитывает интересы слабозащищенных слоев населения;
б) не интересна социальная роль государства.
III. Рыночный механизм ценообразования.
1) Спрос. Закон спроса. Кривая спроса.
2) Предложение. Закон предложения. Кривая предложения.
3) Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
4) Эластичность спроса и предложения.
1) Спрос. Закон спроса. Кривая спроса.
Спрос – реальный объем товаров и услуг, предлагаемых на определенном рынке, который готовы приобрести все экономические субъекты при определенном уровне цен.
Существует индивидуальный спрос, то есть спрос отдельного потребителя и совокупный (рыночный) спрос, то есть просто спрос.
Кривая спроса (D).
Закон спроса – чем ниже цена, тем больше количество приобретаемого товара.
Кривая имеет разный наклон на разных отрезках. Это связано с тем, что стимулируя покупателя покупать больше на малом Q, производителям нужно снизить цену.
Наклоны связывают с различной реакцией покупателей на изменение цены.
На участке 1 – цены слишком высоки, поэтому даже резкое снижение цены не вызывает увеличение продаж; на 2 (нормальном) – снижение цены вызывает адекватное увеличение продаж; на 3 – незначительное снижение цены приводит к росту продаж.
2) Предложение. Закон предложения. Кривая предложения.
Предложение – количество товаров, которое производитель готов продать при определенном уровне цен.
Кривая предложения (S)upply.
Кривая предложения для убыточных товаров.
Для более сложного анализа на кривой предложения выделяют три участка.
1) Кейнсеанский участок. Производственные мощности заняты не полностью, поэтому, увеличение цены приведет к тому, что производитель резко увеличит объем производства.
2) Промежуточный (нормальный). Растут цены – ??????? (у меня этого нет, я же не писала)
3) Классический. Мощности заняты на 100%, поэтому как бы не менялись цены, производитель не может изменить объем производства.
На 1-ом участке – абсолютная эластичность, на 3-е – абсолютная неэластичность.
Рассматривая кривую предложения можно отметить, что изменение ценовых факторов (цены), приводит к движению по кривой. Если изменяются не ценовые факторы, то производство сдвигает кривую предложения.
Неценовые факторы: цены на факторы производства и пр.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.