n требуемого уровня точности прогноза;
n времени, отведенного на подготовку и осуществление расчетов емкости рынка;
n круга информационных данных, необходимых для разработки расчета емкости;
n горизонта прогнозирования, то есть срока, на который дается прогноз.
Для определения емкости рынка потребительских товаров целесообразно использование комплекса методов, включающего в себя как количественные, так и качественные методы (рис.9.4).
1. Важнейшей характеристикой рынка является конъюнктура, представляющая собой сложившуюся в данный момент на рынке конкретную экономическую ситуацию, определяющую соотношение спроса и предложения в условиях реализации товаров в данный момент времени. Коммерсантов интересует прежде всего товарный уровень исследования конъюнктуры рынка, однако в своей деятельности им необходимо учитывать и общеэкономический, и отраслевой уровень исследования конъюнктуры.
2. На конъюнктуру потребительского рынка влияет множество факторов, которые классифицируют по ряду признаков: по природе возникновения, степени влияния на конъюнктуру, принадлежности к изучаемому предмету, продолжительности действия, возможности измерения, предсказуемости, характеру и направленности воздействия на конъюнктуру и т.д. Классификация конъюнктурообразующих факторов по вышеперечисленным критериям позволяет осуществить анализ состояния рынка на основе системного подхода.
3. Изучение и оценку конъюнктуры товарного рынка проводят двумя этапами:
I этап включает в себя изучение и оценку текущей конъюнктуры рынка по таким направлениям, как: анализ товарного предложения, изучение и оценка спроса, анализ динамики цен на потребительские товары, выявление тенденций развития и региональных особенностей рынка потребительских товаров;
II этап – это прогнозирование конъюнктуры рынка по таким направлениям, как прогнозирование спроса, потенциала товарного предложения, уровня цен на реализуемые товары.
4. Важнейшей задачей исследования потребительского рынка является определение его емкости. При этом необходимо разграничивать реальную и потенциальную емкости рынка. Реальная емкость рынка представляет собой объем продаж определенного товара на данном рынке страны в течение определенного периода времени. Потенциальная же емкость - это возможный объем продажи товаров на потребительском рынке.
На емкость рынка потребительских товаров оказывает влияние совокупность факторов, которые подразделяют на три основные группы: общие, региональные и специфические. При этом общие и региональные факторы оказывают влияние в той или иной степени на все виды товарных рынков, а специфические факторы определяют емкость отдельных товарных рынков. При анализе емкости рынка целесообразно осуществлять системный анализ всей совокупности факторов, определяя при этом их взаимосвязь и взаимодействие.
Для расчета емкости рынка потребительских товаров возможно использование целого ряда методов, в частности балансового, исходя из объемов покупательных фондов населения и движения денежных средств, или баланса товарных ресурсов.
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Конъюнктура рынка
Торговая конъюнктура
Цикличность, динамичность, вариабельность конъюнктуры
Общие конъюнктурообразующие факторы
Специфические конъюнктурообразующие факторы
Высокая (благоприятная) конъюнктура
Низкая (неблагоприятная) конъюнктура
Модель исследования конъюнктуры рынка
Емкость рынка
Реальная емкость потребительского рынка
Потенциальная емкость потребительского рынка
Общие региональные специфические факторы, определяющие емкость потребительского рынка
Покупательные фонды
Инорайонный спрос
Нетоварные расходы
Методы расчета емкости рынка
Алгоритм определения емкости рынка потребительских товаров
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.